Пару часов назад завершился пятый по счету саммит Восточного партнерства ЕС. Его можно считать своеобразной сверкой часов, подобно той, которая была на аналогичном саммите два года назад между ЕС и странами Восточной Европы: Грузией, Украиной, Молдовой, Арменией, Азербайджаном и Беларусью. Известно, что Тбилиси, Киев и Кишинев добивались на саммите отдельного статуса.
«Я бы желал, чтобы принятая нами декларация была более амбициозной», – признался президент Европейского совета Дональд Туск по завершении саммита Восточного партнерства. «Но мы решили проявить наше единство», – добавил он и зачитал из 22-страничной декларации один параграф, который лидеры ЕС посчитали главным посылом сегодняшнего саммита:
«Участники саммита рекомендуют укрепить демократию, верховенство закона, защиту прав человека, фундаментальные свободы и международные права, что является сердцем Восточного партнерства. ЕС остается на позициях поддержки территориальной целостности, независимости и суверенитета всех своих партнеров».
Помимо этого, президент Европейского совета Дональд Туск осудил российскую агрессию, аннексию Крыма. Он также попытался утешить Грузию, Украину и Молдову, отметив, что доказательством открытой политики по отношению к европейским стремлениям этих стран можно рассматривать вступление в силу Договора об ассоциации и безвизового режима с этими странами.
Но лидеры Украины, Грузии и Молдовы хотели увидеть в декларации совсем иное. Рассказывает находившийся в эти дни в Брюсселе корреспондент грузинской службы Радио Свобода Коба Ликликадзе:
«Делегации, особенно Украины, добивались, чтобы в итоговом документе саммита появилась приблизительно такая же запись, как в случае Бухарестского саммита НАТО в 2008-м о том, что эти страны (Грузия, Украина, Молдова) в один прекрасный день обязательно станут членами НАТО. Но Евросоюз на сегодняшний день не готов, чтобы в его документе появилась такая четкая и ясная запись».
Не отразилась в декларации и инициатива Комитета Европейского парламента по иностранным делам «Восточное партнерство плюс». Этот проект предусматривал для Украины, Грузии и Молдовы предоставление возможности в долгосрочной перспективе присоединиться к таможенному союзу Евросоюза, энергетическому союзу ЕС, цифровому союзу ЕС, к Шенгенской зоне и отменить тарифы на мобильный роуминг со странами ЕС.
Частично, но желание трех стран все-таки отражено в декларации, говорит директор Центра европейских исследований Фонда Рондели Каха Гоголашвили:
«Там написано, что для тех стран, которые подписали договоры об Ассоциации и о глубоком и всеобъемлющем свободном торговом пространстве, возможно проведение совместной отдельной дискуссии. Другими словами, подразумеваются дополнения определенного формата для того, чтобы эти три страны имели возможность вести более интенсивные переговоры об интеграции с Евросоюзом уже отдельно».
По словам Кахи Гоголашвили, тем самым лидеры ЕС хотели показать целостность всего Восточного проекта. Как особый успех там рассматривается подписание договора с Арменией «О всестороннем и всеобъемлющем партнерстве», такой же договор готовится и с Азербайджаном, как заявил Дональд Туск.
На сегодняшнем саммите был утвержден план по достижению результатов к 2020 году по четырем направлениям: укрепление экономики (экономическое развитие и рыночные возможности), улучшение качества управления, укрепление связей и транспортного сообщения, энергоэффективности, окружающая среда и изменения климата и развитие общественных связей: (мобильность и общение между людьми). Для этих целей ЕС намерен выделить внушительные, многомиллионные суммы.
Очередной, шестой саммит Восточного партнерства состоится в 2019 году.