Разговоры о покупке недвижимости и о приватизации объектов госсобственности российскими инвесторами ведутся на протяжении многих лет под улюлюканье и травлю в российских СМИ. Здесь подробно расписывают несостоятельных абхазов, которые могут спасти свою страну только одним путем – предоставив всевозможные права на недвижимость иностранцам, а по сути, россиянам. Но не все абхазы понимают своего счастья.
Конечно, мне и за народ, и за страну обидно. Поэтому в меру своих возможностей я попыталась посмотреть на эту российскую пропаганду с точки зрения фактов. И так как всего массива приватизированных объектов у меня нет (следовательно, нет возможности провести детальный анализ), я для примера, достаточно произвольно выдернула два разных объекта приватизации: один, значимый объект историко-культурного наследия, с которого не снят гриф «совершенно секретно», и второй, обычный, курортный.
Какую великую «выгоду» от приватизации этих объектов получила страна, думаю, будет понятно и без комментариев.
Дача Сталина «Холодная речка»
В 2005 году парламент Абхазии принял скандальное решение о продаже памятника культурного наследия. Дача Сталина на Холодной речке продавалась за 10 миллионов долларов. Чтобы обойти вопросы, связанные с культурным наследием, секретный объект, не слишком мудрствуя, «переименовали» в дом отдыха «Холодная речка».
С легким оттенком пренебрежения прокомментировал это решение в 2005 году сторонник продавать все «за условный рубль» премьер-министр Анкваб: «По сути, никакой дачи и нет. Там территория, которая некогда была дачей», – сказал он.
Однако покупатель, российский олигарх Дерипаска, после угрожающих «предупреждений», прозвучавших из Грузии в его адрес, о том, что он потеряет «те миллионы, которые туда вложит незаконно», отказался от сделки. Так, постановление, принятое в парламенте, пролежало «под сукном» пять лет.
В 2010 году «дача особого назначения» была все-таки продана Багапшем, и на сей раз без всякого шума со стороны общественности.
Договор купли-продажи был заключен с некой российской фирмой ООО «СЕНДИКА-А». По нему фирме отходили не только строения – сама дача Сталина, домик Аллилуевой, дом для охраны, кинотеатр, бассейны и другие строения, но и три гектара реликтового заповедного леса, движимое имущество дачи. И вот теперь интересно вернуться к словам премьера, заявлявшего, что, «по сути, никакой дачи и нет».
Инвентаризация данного объекта на восьми листах А-4 свидетельствует о том, что дача не только есть, но на ней в отличном состоянии сохранились предметы, представляющие большую культурную и историческую ценность. К примеру, бильярдный стол 1905 года (весит более трех тонн) был подарен Сталину Гитлером. Стол был передан Сталину Риббентропом незадолго до войны. Уж не знаю кем и как проводилась оценка движимого имущества, но этот бильярдный стол оценен оценщиками в 12 тысяч рублей, а рояль Бехштейн (Bechstein) 1893 года, по мнению тех же оценщиков, стоит 20 000 рублей. Такие же смешные цены на антикварную мебель, посуду и многое другое. И самое главное – все предметы, находящиеся на даче, подлинные и по сей день находятся в отличном состоянии. И на эту дачу, которой, «по сути, и нет», в курортный сезон толпами валят туристы.
Ну, и если говорить просто о вещах, которые дорого стоят. Непонятно, по какой причине из списка «выпала» ВЧ-связь, протянутая от дачи на «Холодной речке» до дачи в «Зеленой роще» (Россия, Мацеста), стоимость которой, думаю, сопоставима с годовым бюджетом Абхазии.
Но, несмотря на барскую щедрость, с которой власти Абхазии «загнали» культурное наследие, покупатель до сих пор не выполнил условий договора и не расплатился с республикой. И хотя срок оплаты уникальной собственности ограничен договором до 2011 года (12 месяцев), а цена доллара за этот период увеличилась в два раза, руководство Абхазии почему-то не спешит вернуть собственность стране и продолжает продлевать «покупателю» сроки погашения задолженности. И даже, более того, охраняет «частично приобретенную» собственность за счет государственного бюджета, не вписывая сумму в долги. Но это уже другая тема о мотивах властей, которые при весьма небогатом бюджете даже не пытаются вернуть долги и ведут себя со щедростью, достойной героя фильма «Мимино» – «сдачи не надо». Но мы, напомню, ведем речь о распространенном мифе – панацее от всех бед – продаже имущества иностранцам и о том, как это обогатило бы страну. В данном случае, на мой взгляд, речь может идти только об упущенных возможностях.
«ДГТФ»
Второй объект моего интереса – имущество пансионата «ДГТФ». Тут все просто: пансионат не представляет собой исторической ценности. Обычные корпуса и шесть гектаров земли на самом берегу моря проданы всего за 25 миллионов рублей. Я не буду говорить о том, что стоимость прибрежной земли занижена до безобразия, и о том, что по такой цене землю с удовольствием скупили бы под дачные участки не очень состоятельные жители страны, потому что земля у нас официально не продается. Перейду к ответственности инвестора.
Итак, закон о приватизации этого объекта подписан в 2014 году президентом Анкваб. Договор о купле-продаже оздоровительной базы «ДГТФ» с российской фирмой ООО «Сигма-Финанс» вступил в силу уже после смены власти – в апреле 2015 года.
У этого договора есть четкие обязательства, которые берет на себя инвестор, – подробный план инвестиционных вложений на сумму 150 миллиардов рублей. (Совокупный бюджет Абхазии составляет 9 миллиардов – поэтому считайте, сколько это бюджетов.)
Но за три года, минувших после продажи объекта, инвестор не только не приступил к реализации обязательств, взятых на себя по договору, но еще и задолжал по пени пять миллионов рублей. На требования продавца, Государственного комитета по приватизации погасить задолженность покупатель отвечает длинно и почтительно, но вся суть в двух словах – «идите к черту». Мы, мол, собственники и выполнять никакие обязательства не намерены и уж тем более погашать скопившуюся задолженность. В общем, объект разрушается, в бюджет ничего не поступает. Депутаты, которые бились за продажу «ДГТФ» явно бескорыстно и «на смерть» – безмолвствуют.
История этих двух объектов – только маленькая толика из всего массива приватизированного имущества, которое было продано иностранным фирмам по сомнительным ценам, на сомнительных условиях и, мягко говоря, «в долг». Но даже эти две истории весьма показательны, так как никакой выгоды для государства не принесли и никак не сказались на размерах наших пенсий и зарплат.
Хочу заметить, что я не являюсь фанатичной сторонницей запрета на продажу недвижимости иностранцам. Но, повторюсь в который раз: прежде чем продавать недвижимость иностранцам (да и неиностранцам), надо разобраться с уже существующими долгами и несостоятельными инвесторами, пересмотреть законодательную базу, провести инвентаризацию и обеспечить правом на недвижимость своих граждан, которые по определению не смогут конкурировать даже со среднестатистическими россиянами.
В нынешних же условиях продавливание закона о продаже недвижимости иностранцам только убеждает меня в том, что лоббисты этого решения хотят вот так же, как «СЕНДИКА-А» и «Сигма-Финанс» скупать в долг и по бросовым ценам. Все это старо как мир – миссия готова менять стеклянные бусы на золото. А почему бы и нет, если аборигены не возражают?
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции