В правительстве Грузии заявляют о готовности к коренной реорганизации пенсионной системы. Разработанный в Минэкономики законопроект предлагает переход на смешанную накопительную систему пенсионного обеспечения с сохранением базовой пенсии. Документ предусматривает создание Государственного пенсионного фонда. Каждый гражданин, которому к моменту принятия закона не исполнилось 40 лет, будет отчислять в него 2% от своего дохода. Еще по 2% будут платить государство и работодатель.
В настоящее время пенсионные отчисления в Грузии – статья бюджетных расходов. В финансовом плане нынешнего года на пенсии предусмотрено 1,5 миллиарда лари, и это не предел. Согласно данным ООН, население Грузии стареет, и, по прогнозам, к 2030 году в стране будет насчитываться до одного миллиона пенсионеров.
По словам начальника Управления экономических реформ Минэкономики Беки Лилуашвили, пенсионная реформа не затронет нынешних пенсионеров, она рассчитана на перспективу. Цель реформы состоит, с одной стороны, в адекватном пенсионном обеспечении человека, а с другой – в получении экономической выгоды при грамотном инвестировании средств, аккумулированных в создаваемый Пенсионный фонд.
Ответственным за осуществление реформы будет специально созданное Агентство по пенсиям, а средствами фонда будет распоряжаться Инвестиционный совет, в который войдут пять человек. Лилуашвили рассказал о некоторых особенностях новой пенсионной реформы:
«Краеугольным камнем реформы является солидарная ответственность бизнеса и государства перед пенсионерами. Они совместно с гражданами ежемесячно будут отчислять в Пенсионный фонд по 2% от суммы полного, не обложенного налогом, оклада. Отчисления будут обязательными для граждан, которым к моменту принятия закона не исполнилось 40 лет. Другие граждане Грузии могут присоединиться к системе на добровольной основе. Мы совместно с зарубежными экспертами проанализировали опыт аналогичной реформы в других государствах и просчитали все риски. Без всеобщей включенности реализация пенсионной реформы не представляется возможной».
По теоретическим выкладкам Управления экономических реформ гражданин, зарабатывающий в месяц 1000 лари, по достижении пенсионного возраста через 20 лет будет получать надбавку к базовой пенсии в 180 лари дополнительные 250 лари, т.е. приблизительно 43% от оклада, что соответствует стандартам развитых стран.
Однако, по мнению экономиста Акакия Цомая, в условиях Грузии теоретические расчеты не всегда совпадают с практикой. Остаются вопросы, на которые, исходя из долговременного характера проекта, мало кто даст однозначные ответы, говорит эксперт:
«То, от чего я должен отказаться сейчас, должно в полной мере быть компенсировано в будущем. На счет этого имеются большие сомнения, в частности, с учетом ежегодного уровня инфляции смогу ли я получить адекватную сумму? Ведь никто не сможет в точности сказать, какие цены будут через 20-30 лет, поэтому риски невозможно просчитать».
У президента «Новой экономической школы – Грузия» Пааты Шешелидзе есть другие вопросы к проекту:
«Предполагается создать очередную бюрократическую структуру, которая, по идее, будет вкладывать аккумулированные средства в различные выгодные проекты с целью привлечения дополнительных средств в Пенсионный фонд. Думаю, создание очередной монополии станет очередным неэффективным шагом. К тому же реформа прямым образом увеличивает налоговое бремя для граждан и бизнеса. Поэтому предпочтительнее было бы сохранение добровольности участия в проекте».
По расчетам властей, ежегодные отчисления в Пенсионный фонд на первом этапе будут составлять до 300 миллионов лари, и с годами, по мере привлечения новых участников, размер фонда достигнет 15 миллиардов лари.
По мнению экономиста Ираклия Кипиани, реформа явно недоработана:
«Власти планируют субсидировать на 2% людей, имеющих доход. Это притом, что 500 тысяч человек в стране находятся за чертой бедности. То есть проблема кроется не в том, что люди не умеют копить на старость, а в том, что в стране нет приемлемого уровня занятности, гарантирующего стабильный доход. А значит, проведение реформы преждевременно».
Несмотря на противоречия, предположительно, законопроект до конца месяца поступит на рассмотрение парламента. Его введение запланировано на 1 сентября будущего года.