О системе добровольного и обязательного страхования в Абхазии, о том, как она обеспечена на законодательном уровне, рассказывает заместитель генерального директора абхазской страховой компании «Гарант-Страхование» Ахра Кецба.
Елена Заводская: Скажите, пожалуйста, Ахра, что собой представляет страховой бизнес в Абхазии сегодня?
Ахра Кецба: На сегодняшний день страховой бизнес в Абхазии находится в зачаточном состоянии, потому что страхование имущества, жизни, автотранспорта, грузов, к большому сожалению, отсутствует. Была государственная страховая компания «Абхазгосстрах», но она прекратила свое существование. И вот мы решили организовать страховую компанию «Гарант-Страхование»: на 51% она принадлежит государству и на 49% – частным инвесторам.
Е.З.: Вы говорите, что страхового бизнеса нет, он в зачаточном состоянии, что это означает для обычных граждан? Что можно застраховать сегодня в Абхазии?
А.К.: Страховать можно все. У нас есть добровольные виды страхования имущества, жизни, автотранспорта, есть лицензия на обязательные виды страхования – это обязательное страхование от несчастного случая и автотранспорта – ОСАГО, но эти виды страхования касаются только иностранных граждан. Внутреннего ОСАГО или добровольного страхования КАСКО у нас нет. К нам часто подходят предприниматели и спрашивают, когда вы начнете делать внутреннее страхование? Для этого нужно разработать закон, нужно разработать правила, тарифы. Мы делали небольшой подсчет, средняя цена годовых взносов должна быть не более 10 000 рублей на одного человека, больше – накладно для семьи. А на сегодняшний день у нас никто не страхует, может быть, единицы, и то это касается граждан Российской Федерации, которые к нам приезжают на отдых. Вот у нас был случай в селе Приморском, когда россияне пострадали при взрыве. Если бы они были застрахованы, то большую часть расходов взяла бы на себя страховая компания. Государству от этого был бы только плюс, за пострадавших платили бы не МЧС, не кабинет министров, а страховая компания.
Е.З.: А что у нас с нормативной базой? Что нужно для того, чтобы страховые компании начали работать полноценно?
А.К.: У нас принят закон о страховании и принят закон об обязательном страховании, но последний касается только туристов, которые к нам приезжают. И мы бы хотели, чтобы они знали, что в Абхазии закон есть, он подписан, работает. Есть страховые компании, которые могут принять на себя риски, возникающие у граждан: на 90% – это граждане России и небольшое количество граждан Украины, Белоруссии и Армении. Мы, наверное, единственная страна, которая не имеет страхового бизнеса как такового. Люди приезжают отдыхать, никто из них не застрахован, даже медицинской страховки у них нет. Если что-то с ними произойдет, никто за них ответственность не несет. Когда граждане Российской Федерации пересекают границу любой другой страны, они обязаны иметь страховку, только в Абхазию они въезжают без страховки.
Е.З.: Мы сейчас говорим о введении обязательного страхования для всех туристов, которые въезжают в Абхазию?
А.К.: Да.
Е.З.: А желание страховых компаний ввести обязательное страхование туристов обеспечено законодательно?
А.К.: Закон об обязательном медицинском страховании был принят в 2006 году, если память мне не изменяет. Одновременно было принято два закона, второй – об автогражданской ответственности. Законы есть, правила утверждены, но они сегодня не работают, хотя их никто не отменял.
Е.З.: А сколько должны будут платить за свою страховку туристы, въезжающие в Абхазию?
А.К.: По нашим расчетам – 40 рублей в сутки. Это не большая цена за страхование. У нас в планах проинформировать «Ростуризм», абхазские и российские туристические компании, которые работают на абхазском рынке, что есть закон, который не исполняется. Все турфирмы, наши гостиницы и мини-гостиницы обязаны подписать договор с туристической компанией и продавать полисы. Это пополнит наш бюджет, и люди не будут платить из своего кармана при возникновении у них проблем. Представьте себе, человек приезжает и рассчитывает отдохнуть на одну тысячу рублей в день. Происходит отравление, он должен пойти в больницу и заплатить там пять тысяч рублей, на которые он не рассчитывал. Как ему быть? А страховая компания оплатит его расходы. Это только поднимет престиж Абхазии. Почему российский бизнес в Абхазию мало заходит? Это следствие того, что у нас нет страхования финансовых рисков, нет страхования имущества, которое иностранный инвестор здесь строит. Есть же еще другая категория людей – это трудовые мигранты, их немалое количество. Люди приезжают к нам, находятся в Абхазии, работают, получают доходы и точно так же, как туристы, они должны быть застрахованы, а ни у кого из них страховки на данный момент нет.
Е.З.: Сегодня в Абхазии нет внутреннего обязательного страхования автотранспорта? Оно должно вводиться? Что у нас об этом говорит закон?
А.К.: На сегодняшний день страхование автогражданской ответственности в Абхазии нет, но ее надо вводить. Приезжает к нам гражданин из России, он обязан на границе застраховать свою машину, а гражданин Абхазии такого полиса не имеет, получается неравноправие. Очень многие говорят о том, что нужно вводить страхование автогражданской ответственности. Это повысит уровень сознания водителей, поднимет уровень работы ГАИ. Если произошло ДТП, столкнулись две неравноценные машины, одна может стоить сто тысяч рублей, а другая – миллион. Кто должен платить? Водитель дешевой машины платить не может. Сколько случаев у нас было, когда людей заставляли продавать свое имущество, чтобы расплатиться с человеком, которого он ударил. Дело доходило до кровопролития, выселяли людей, если они заплатить не могли, до суда дело не доходило. А тут будет страховая компания, которая заплатит за него, а потом уже будет разбираться, это уже ее дело.
Е.З.: А закон о страховании автогражданской ответственности у нас есть?
А.К.: Нет, его надо готовить. У нас есть наброски, но мы их делали три года тому назад. Сейчас стало намного больше машин, появилось много машин с российскими номерами, все это говорит о том, что нужно вводить ОСАГО в Абхазии.
Е.З.: Что может дать бюджету страхование только туристов, мы же знаем примерно, сколько к нам человек приезжает на отдых?
А.К.: Ростуризм объявил о том, что российско-абхазскую границу перешло за девять месяцев этого года около 1 млн 600 тысяч человек. Насколько я понимаю, такое количество никак не могло посетить Абхазию, могла быть треть от этого количества. Все наши ательеры, директора гостиниц жалуются на то, что этот сезон был провальный. По их оценкам, туристов было примерно на 40% меньше, чем в 2016 году. Поэтому очень трудно сказать, сколько человек нас посетило. Если в 2014-2015 гг. люди к нам приезжали в основном на две недели, то сейчас из-за экономического кризиса они приезжают в ту же Турцию, в Абхазию, на десять дней, а иногда и на пять. Тут как раз страховая компания поможет понять, сколько людей посетило страну, сколько приехали на один день, на пять дней и.т.д. Мы собираемся вести статистику посещений. Не может быть такой цифры, как 1 млн 600 тысяч или полтора миллиона. В советские времена Абхазию посещало максимум 1 млн 200 тысяч туристов, это во времена, когда был бум развития Советского Союза. Тогда Пицунда, Гагра, все санатории работали, и обслуживание было совсем на другом уровне. Сейчас нам нужно поднимать этот уровень, поднимать престиж нашего государства. Нам нужно, чтобы все структуры, которые работают в туриндустрии, хорошо работали. У нашего государства два вида дохода – это туризм и сельское хозяйство, а туризм не может работать нормально без страхования.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия