Наблюдатели продолжают обсуждать заявление президента Южной Осетии Анатолия Бибилова, которое он сделал в минувшее воскресенье. Президент признал, что главным препятствием для инвестиций в республику до недавнего времени были чиновники, которые требовали у предпринимателей долю в бизнесе за возможность инвестировать в республику.
На встрече с жителями райцентра Дзау и Дзауского района президент Анатолий Бибилов объяснил, почему в республику не торопится инвестор: «Сами предприниматели рассказывают о том, что им и ранее предлагали вкладывать деньги в Южную Осетию, но за определенную долю. И они разворачивались и уезжали. Но сегодня есть все возможности это делать и развивать здесь свой бизнес. Единственное требование – платить налоги, создавать рабочие места для жителей республики и выплачивать им своевременно зарплату».
Наверное, к словам Анатолия Бибилова можно было бы прибавить целый перечень бюрократических злоупотреблений по отношению к бизнесу, но не это главное. Главное наконец прозвучало, причем из уст президента, что одна из главных проблем экономического развития – в отношениях власти к собственнику, и отношения эти надо менять. В югоосетинской политике это новое.
До этого мы слышали разные бюрократические отговорки про пассивность граждан, про какие-то межведомственные сложности, которые чиновники пытаются преодолевать. Теперь же речь идет о необходимости переформатирования отношений в республике, говорит помощник президента Вячеслав Гобозов:
«Есть понимание того, и президент это четко выразил, что необходимо упорядочить отношения между властью и бизнесом. Создать прозрачные и единые для всех правила игры, понятные бизнесу в первую очередь. Нужно, чтобы четко были обозначены все флажки, за которые не могут выйти ни власть, ни бизнес, и взаимоотношения между ними регулируются только законом. Мы должны обеспечить неприкосновенность собственности, возможность для инвестора, неважно внешнего или внутреннего, работать, не боясь, что какие-то органы могут потребовать от него что-нибудь сверх того, что положено по закону».
По мнению российского политолога Николая Силаева, если говорить не вообще, как мы все за хорошее, против всего плохого, то отношения субъектов права или т.н. правила игры должны меняться под какой-то конкретный план, какую-то программу развития, тогда они становятся системными:
«Часть любой экономической программы – это проведение таких-то реформ, принятие таких-то законов. Вот, скажем, в Южной Осетии. Замечательно, что они вернули государству 15 гектаров земель, незаконно розданных вокруг Цхинвала. Но у них есть кадастр, например? Они собираются его составлять? Правила игры они ведь создаются из таких вполне понятных шагов и вполне понятных документов, которые должны появиться. Но для того, чтобы там это случилось, нужно время, нужны деньги, нужны усилия.
– Т.е. для того, чтобы уважать право собственности, нужно сначала его определить, надо, например, земельные отношения урегулировать.
– Да. Но другое дело, что это действительно дорого, и там много разных интересов. В Северной Осетии, например, как с кадастром? Плохо. В Южной – еще хуже. И это тоже правила игры».
Иными словами, изменения правил игры – это хороший способ оздоровления сферы отношений, в том числе экономических, но они не снимают актуальности реформ, более того, без них все оздоровления отношений – явление временное.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия