Сегодня в Сухуме о визите в Сирийскую Арабскую Республику рассказали на пресс-конференции: министр иностранных дел Даур Кове, министр экономики Адгур Ардзинба и президент абхазской Торгово-промышленной палаты Геннадий Гагулия. Они назвали визит весьма успешным, возможность развивать двусторонние отношения – перспективной, а абхазский павильон на Международной выставке в Дамаске – самым посещаемым.
Визит делегации Республики Абхазия в Сирийскую Арабскую Республику длился с 16 по 22 августа и был приурочен к Международной промышленной выставке в Дамаске, которая открылась после шестилетнего перерыва. В работе выставки принимали участие 43 страны, в их числе Россия, Белоруссия, Армения и Абхазия.
У Абхазии был свой выставочный павильон, над которым развевался национальный флаг страны. Абхазия презентовала экологически чистую сельскохозяйственную продукцию, площадь павильона была небольшой, всего 12 кв.м, но интерес к нему превысил всякие ожидания.
Министр иностранных дел Даур Кове проинформировал о встречах абхазской делегации, которые прошли в рамках визита:
«Это были встречи с первым заместителем председателя Совета министров Сирии, он же министр иностранных дел; проходили встречи с исполняющим обязанности спикера парламента Сирии, и нас принял премьер-министр Сирийской Арабской Республики. В ходе встреч мы говорили о возможности установления и развития двухсторонних отношений в разных областях – и в экономической, и в гуманитарной. В целом, можно сказать, что встречи проходили на позитивной ноте, сирийская сторона проявляла большой интерес к нашей республике. Уточнялись конкретные вопросы взаимодействия непосредственно на встрече с министром экономики, проходили встречи по линии торгово-промышленных палат. Мы считаем, что данный визит был очень плодотворным, и в ближайшей перспективе это выразится в определенном взаимодействии между двумя нашими республиками».
Министр экономики Абхазии Адгур Ардзинба сообщил о том, что, несмотря на шестилетнюю войну, Сирия достаточно развита экономически, увеличиваются темпы ее промышленного, сельскохозяйственного производства и экспортные поставки. О сути прошедших в Сирии переговоров Адгур Ардзинба сообщил следующее:
«На встрече с моим коллегой – министром экономики и внешней торговли Сирии – мы обсуждали конкретные вопросы, искали наиболее перспективные модели взаимодействия между нашими странами. Это была попытка создать новые схемы, используя транспортно-логистическую цепочку, которая есть у нас в Абхазии, с учетом тесного взаимодействия Российской Федерации с Сирийской Арабской Республикой. Более конкретно мы с моим коллегой говорили о том, чтобы при возможности использования сирийского сырья локализовать производство в Абхазии, ориентированное на российский рынок, учитывая тот факт, что у нас с Российской Федерацией есть соглашение о беспошлинной торговле товарами. Это вписывается в канву всех политико-экономических отношений, которые в этом регионе складываются. Наша задача – создать те каналы, те механизмы, те условия, по которым начнет взаимодействовать частный бизнес. Мы обсудили возможность открытия торговых представительств. Более того, мы обсудили возможность документа, который позволит нам в перспективе осуществлять беспошлинную торговлю между Сирией и Абхазией. В ближайшее время мы такой документ подготовим и направим туда. То есть это будет проработка механизмов, которые будет возможно реализовать после выстраивания официальных отношений по линии внешнеполитических ведомств».
Поделился своими впечатлениями и президент Торгово-промышленной палаты Абхазии Геннадий Гагулия:
«Главным событием, я думаю, было наше знамя, которое развевалось… 43 страны, и впервые наше знамя... Каждый из вас понимает значение этого события. Максимальное внимание было привлечено к нашей делегации. Наше взаимодействие началось девять лет тому назад, когда мы впервые посетили Сирию. Первые попытки заключить соглашение с сирийской Торговой палатой окончилось безуспешно, так как МИД Сирии тогда нам отказал. Последующие контакты наладились уже во время войны, и в 2015 году мы подписали соглашение с Ассоциацией экспортеров Сирии и Дамасской промышленной палатой. И они тогда специально приехали на подписание соглашения в Ливан».
Гагулия сообщил, что в 2016 году были планы устроить в Абхазии выставку сирийских товаров, но эти планы из-за войны и нестабильности в Сирии не осуществились.
Абхазский павильон привлек внимание посетителей, и число желающих отведать экологически чистую и вкусную абхазскую продукцию было беспрецедентным, по словам Гагулия. На вопрос о том, что же такое мы показали в Сирии, он ответил:
«Все, что производится в Абхазии, было представлено. Интерес был громадный, все хотели купить. Мы повезли образцы, а также товары, которыми могли угощать. Это – аджинджух, сыр, такие промышленные товары, как джемы и вино. Я был удивлен, что в мусульманской стране интерес вызвало наше вино. Не в обиду, женщины-мусульманки пили вино. Я смотрел и говорил: где мы находимся? В мусульманской стране?» Это прекрасно, что интересуются нами, и что мы смогли показать им, что мы есть, как мы есть. На следующий год мы сделаем павильон побольше».
На вопрос о том, обсуждалась ли в Сирии возможность признания независимости Абхазии, Даур Кове ответил, что это – дело перспективы, и «мы не торопим события». На сегодняшний день внимание сторон сосредоточено на развитии экономических и гуманитарных контактов.
А на вопрос об отношении к протесту Грузии по поводу визита абхазской официальной делегации в Сирию, Даур Кове ответил, что направлять ноты протеста – это право Грузии как суверенного государства, точно так же, как право Абхазии развивать контакты с другими странами. Он выразил сожаление в том, что Грузия продолжает политику изоляции Абхазии. А Адгур Ардзинба отметил, что Грузия ведет себя непоследовательно: с одной стороны, ее премьер-министр выражает озабоченность тяжелым экономическим положением Абхазии, а с другой стороны – блокирует попытки развивать экономику. И вспомнил про собаку и караван.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия