На известие о лишении экс-президента Грузии Михаила Саакашвили гражданства Украины отреагировал практически весь политический спектр Грузии. В оппозиционном «Нацдвижении» указывают на политическое преследование, увязывая произошедшее с недавним визитом в Грузию президента Украины Петра Порошенко. Напротив, в правящей «Грузинской мечте» с удовлетворением восприняли новость лишения гражданства Саакашвили и не исключили возможности его экстрадиции на родину.
Минувшим днем президент Украины Петр Порошенко подписал указ о лишении гражданства Украины экс-президента Грузии Михаила Саакашвили. Сообщение об этом было опубликовано на сайте Государственной миграционной службы Украины. Основанием для такого решения стал факт предоставления со стороны Саакашвили ложных сведений о том, что он не находится под следствием за пределами Украины. Однако, как отмечают в миграционном ведомстве Украины, на территории Грузии к тому времени был выдан ордер на его арест.
В оппозиционных партиях Грузии считают, что Саакашвили стал жертвой политического преследовании со стороны властей Украины. Как подчеркнул один из лидеров «Нацдвижения» Леван Бежашвили, лишение гражданства стало возможным благодаря сговору, как он выразился, «двух олигархов»:
«Политическое преследование Михаила Саакашвили в Грузии осуществлял российский олигарх Бидзина Иванишвили и его продолжил на Украине другой олигарх. Визит Порошенко в Грузию и лишение гражданства Саакашвили являются звеньями одной цепи, и вопрос был окончательно решен после встречи Порошенко с Бидзиной Иванишвили и высшими должностными лицами «Грузинской мечты».
Из представителей кабмина новость прокомментировал министр по делам беженцев и временно перемещенных лиц Созар Субари:
«Саакашвили является политическим банкротом с 2007 года, и я рад, что народ Украины понял, что от него не будет никакого прока. Что касается экстрадиции, то на это существуют стандартные юридические процедуры, которые применимы ко всем разыскиваемым, в том числе и к Михаилу Саакашвили».
Со своей стороны в оппозиционной «Европейской Грузии» считают контрпродуктивным вопрос экстрадиции бывшего президента. Вот что заявил Серги Капанадзе:
«С большей долей вероятности власти (Грузии) продолжат требовать его экстрадиции. Что я считаю серьезной ошибкой, так как у Грузии и без того незавидная репутация в связи с политическими преследованиями. В конечном итоге у них ничего не выйдет, но престиж страны будет более подорван».
С этим утверждением согласен юрист Леван Алапишвили. По его мнению, выдача Саакашвили не представляется возможной по одной простой причине:
«Думаю, что, требуя его экстрадиции, власти упускают из поля зрения факт, что в данный момент экс-президент является лицом без гражданства, что делает юридически невозможным определить страну-адресата этого требования. Поэтому попытка его высылки в Грузию поставит в весьма неудобное положение правительство, так как известно, что сейчас он находится на территории Соединенных Штатов Америки, и общеизвестен факт приверженности этой страны к соблюдению фундаментальных прав и свобод человека».
Тему гражданства Михаила Саакашвили на сегодняшнем брифинге затронул действующий президент Грузии Георгий Маргвелашвили. Согласно законодательству, в его полномочия входят вопросы предоставления гражданства. Отвечая на вопрос, не собирается ли четвертый президент Грузии восстановить в гражданстве Грузии третьего, Маргвелашвили ответил, что он подумает, если поступит соответствующая просьба со стороны его предшественника:
«Я думаю, необходимо дождаться, что решит господин Саакашвили, но хочу напомнить, что, когда он отказался от гражданства Грузии, моя реакция была очень негативной, так как бывший президент не должен был отказываться от гражданства государства, которое дважды доверило ему роль высшего должностного лица и главнокомандующего страны. Вот это будет мой ответ, однако мы должны дождаться, какая будет позиция Саакашвили по этому направлению».
По словам Левана Алапишвили, заявление президента Маргвелашвили находится в полном соответствии с законодательством Грузии, которое не допускает предоставление гражданства без предварительной просьбы его соискателя.