Общественного вещателя Грузии обвиняют в нарушении закона «о вещании». Жалобу в Нацкомиссию по коммуникациям внесло объединение «Свободные демократы-республиканцы». Речь идет о социальном рекламном ролике, основной посыл которого, как полагают в объединении, является весьма сомнительным и служит интересам одной определенной партии.
В целом рекламный ролик повествует о предстоящих конституционных изменениях. Он начинается с общей информации – с фразы о том, что в 2013 году Грузия с президентского правления перешла на парламентское. Голос за кадром говорит, что такая система действует в преобладающем большинстве стран Европы. Далее в ролике опять-таки следует отсылка к европейскому опыту и звучит следующее:
«В налаженной политической системе президента не выбирают прямым путем, потому что там президент не управляет страной. Именно поэтому президента выбирает парламент или же специальная коллегия. Сейчас осуществляется конституционная реформа, цель которой – создание сильного парламентского правления европейского типа», – говорит голос за кадром.
Этот ролик не дает полноценной информации обществу и служит проведению интересов правящей силы, говорит Тамар Кордзая, политический секретарь «республиканцев». По ее словам, это чистая пропаганда, посредством которой власть пытается убедить граждан в том, что якобы вся Европа руководствуется заявленными в ролике принципами:
«Мы полагаем, что рекламу такого типа Общественный вещатель не должен пускать в эфир. Во-первых, ее содержание не соответствует смыслу социальной рекламы. И второе, она служит проведению политических интересов одной конкретной партии, и Общественный вещатель тем самым нарушает свои обязательства – быть нейтральным, беспристрастным и свободным от политических влияний».
Комментировать эти претензии руководство Общественного вещателя сегодня не стало. Не ответили там и на то, кто именно заказал размещение этого ролика в эфире.
Между тем он привлек внимание и конституционалиста Коте Чокорая, который также говорит о том, что ролик отображает позицию власти, именно ее видение Конституции. И это, по его словам, не единственная проблема:
«В то же время есть проблема с содержанием. Существует много парламентских республик, в которых президента избирают прямым голосованием. В нашем обществе есть определенное мнение относительно прямого избрания президента. А этот ролик будто пытается подготовить людей, сделать так, чтобы они свыклись с мыслью, что в Конституцию будет внесено изменение, согласно которому президента начнут избирать не прямым голосованием, что, на мой взгляд, не является верным шагом».
«Прикрыться социальной рекламой» – такой прием используется в Грузии не первый раз, говорит о своих наблюдениях Сосо Галумашвили, специалист по маркетингу и пиару. Порой, по его словам, политические партии используют для этого различные неправительственные организации, от имени которых ролики выходят в эфир:
«У нас, к сожалению, нет определения статуса политической рекламы и какого-то регламента, за исключением определенного законом предвыборного периода. И эту лазейку могут использовать как политические партии, так и приближенные к ним неправительственные организации».
У Нацкомиссии по коммуникациям есть месяц для рассмотрения жалобы.