Две голландские дочерние компании российского энергохолдинга Интер РАО ЕЭС подали иски в международный арбитраж в Стокгольме к грузинскому правительству, требуя компенсации выпадающих доходов от обесценения лари. Сумма иска – 125 миллионов лари. Власти Грузии идти на уступки не собираются.
Иск подан зарегистрированными в Голландии дочерними компаниями Интер РАО Gardabani, владеющей двумя грузинскими ГЭС, «Храми-1» и «Храми-2», и Silk Road, которой принадлежит 75 процентов электросетевой компании ТЕЛАСИ, обслуживающей Тбилиси. Истцы требуют от властей Грузии компенсации ущерба, вызванного девальвацией лари.
В российской компании отмечают, что ряд мер, принятых Грузией, начиная с 2014 года, оказывают неблагоприятное влияние на их инвестиции.
В частности, речь идет о том, что Национальная регулирующая комиссия по энергетике в 2014 году приняла решение о создании методологии расчета тарифов на электроэнергию, в которую не вошли гарантии компенсации потерь из-за обесценения местной валюты за счет повышения тарифа на электроэнергию, отраженные в договорах купли-продажи грузинских активов и меморандуме о сотрудничестве, подписанном в 2013 году. Компания в 2016 году обращалась к властям Грузии с заявлением об изменении тарифов, но получила отказ.
В Минэнергетики заявляют, что готовы отстаивать свои интересы в Стокгольмском арбитражном суде. По словам замминистра Мариам Валишвили, Грузия не согласна с претензиями российского холдинга и обосновывает свою позицию тем, что по запросу ТЕЛАСИ тарифы повышались на 31% в сентябре 2015 года:
«Наша позиция основана на том, что регулирующая комиссия на фоне девальвации национальной валюты произвела пересмотр тарифов согласно существующей методологии, и по этому принципу тарифы были рассчитаны и для других энергетических компаний. Российская сторона требует от нас повышения тарифов и многомиллионной компенсации за ущерб, однако в прошлом году Интер РАО не осуществляла никаких инвестиций в ТЕЛАСИ и получила больше дивидендов, чем предполагала, так почему мы должны выплачивать компенсацию? Мы изучим материалы, полученные нами от российской стороны на прошлой неделе, и только после этого сделаем более детальные комментарии».
По словам специалиста права Левана Алапишвили, по всей видимости, в конкретном случае Интер РАО руководствуется некоторыми статьями договора, заключенного между энергетической компанией AES и правительством Грузии в декабре 1998 года. Впоследствии российский холдинг, купивший 75% акций AES, как его правопреемник, пытается получить дополнительную выгоду, резюмировал эксперт:
«Договор, заключенный в те времена, имел весьма высокую степень легитимации, так как его подписали практически все члены кабмина Грузии, включая министра юстиции. Некоторые его положения были обязательны к исполнению сторонами даже в случае изменения национального законодательства. Что касается повышения тарифов в 2015 году, то в пояснительной записке, приложенной к постановлению регулирующей комиссии, говорится, что она руководствуется именно этим договором и дополнительным меморандумом, заключенным позднее между Интер РАО и Грузией».
Как подчеркнул Леван Алапишвили, меморандум, заключенный между сторонами, остается тайной за семью печатями, поэтому пока сложно говорить о шансах сторон:
«К сожалению, на практике Грузии подтверждается, что секретные энергетические договоры и меморандумы, подписанные от имени правительства, в конечном итоге становятся проигрышными для страны в экономическом смысле. Если Грузия проиграет суд, то повышение тарифов тяжким бременем ляжет на плечи населения. В любой демократической стране текст подобных соглашений становится достоянием если не общественности, то хотя бы экспертных кругов или правозащитных организаций. Этим грешили и прошлые власти, к сожалению, эту порочную практику переняли и нынешние».
Инвестиционный спор сегодня прокомментировали и в регулирующей комиссии. По словам зампредседателя Гочи Шония, в своих решениях комиссия руководствуется действующим законодательством, а не текстами меморандумов. Однако, если международный арбитраж вынесет негативное для Грузии решение, в комиссии готовы пересмотреть тариф.