Accessibility links

Венецианская комиссия сделала антиконституционные выводы


На следующей неделе ожидается заседание Венецианской комиссии, на котором будет выработано окончательное заключение по конституционным изменениям
На следующей неделе ожидается заседание Венецианской комиссии, на котором будет выработано окончательное заключение по конституционным изменениям

Венецианская комиссия подвергла критике проект поправок в Конституцию Грузии. Европейские эксперты указали на риски свертывания с пути демократического развития. Речь в первую очередь идет об избирательном законодательстве.

Венецианская комиссия раскритиковала ключевые пункты проекта поправок в Конституцию. В частности, речь идет о намерении правящей партии изменить избирательную систему в стране. Новый вариант предусматривает переход исключительно на пропорциональную систему. При этом, согласно предложению «Грузинской мечты», депутатские мандаты, которые останутся нераспределенными по итогам выборов, должны быть переданы партии, занявшей первое место. Как говорится в предварительном заключении Венецианской комиссии, данная формула несет риск доминирования большинства в парламенте Грузии:

«Безусловно, замена нынешней пропорционально-мажоритарной избирательной системы на исключительно пропорциональную является позитивным шагом для повышения плюрализма в парламенте. Однако этот позитивный шаг ограничивается тремя механизмами: для партий сохраняется 5%-ный барьер для прохождения в парламент; нераспределенные мандаты переходят победившей партии; упраздняются избирательные блоки».

Венецианская комиссия рекомендует принять во внимание другие возможности распределения мандатов: пропорциональное распределение между всеми партиями, которые преодолеют 5%-ный барьер; установление верхнего предела количества нераспределенных голосов, которые перейдут победившей партии; и/или понижение барьера до 2 или 3%, чтобы таким образом распространить пропорциональную систему на оставшиеся мандаты.

По мнению вице-президента НПО «Атлантический совет Грузии» Бату Кутелия, это четкий сигнал правящей партии:

«Уже в который раз в условиях нахождения у власти «Грузинской мечты» международные организации отмечают, что Грузия не придерживается курса демократического развития. Это отражает инстинкт «Грузинской мечты» узурпировать власть. Исходя из этого, очень важно, чтобы все эти рекомендации были учтены, и, с моей точки зрения, для того, чтобы мы получили нормальную конституционную реформу, процесс должен начаться заново».

Председатель парламента Ираклий Кобахидзе, со своей стороны, уже пообещал, что «Грузинская мечта» сдержит слово и учтет рекомендации европейских экспертов:

«Мы еще раз хотим подтвердить нашу готовность учесть все замечания Венецианской комиссии. Мы обещали сделать это, и это обещание остается в силе. По нескольким пунктам возможна проблема перевода, нам нужно конкретизировать некоторые части».

При этом руководитель фракции «Грузинской мечты» в парламенте Мамука Мдинарадзе увидел в заключении Венецианской комиссии подтверждение приверженности правящего большинства развитию плюрализма в стране:

«Мы не только планируем ввести максимальные ограничения (на количество нераспределенных голосов), но и установить избирательный барьер, и только в случае его преодоления партия-победитель сможет сформировать правительство. Так что эта рекомендация, которую, кстати, мы и раньше анонсировали, обеспечит максимальный плюрализм».

Но в оппозиции «Грузинской мечте» не верят. Представитель «Единого национального движения» Ника Руруа считает, что власти пытаются строить хорошую мину при плохой игре:

«Грузинская мечта» сейчас лукавит, вовсю изворачивается, чтобы исказить реальную картину. Они либо подчинятся замечаниям Венецианской комиссии, которые полностью справедливы и соответствуют интересам грузинской общественности, либо не подчинятся и этим дадут ясный сигнал, что ни о какой демократии речь не идет».

Критике Венецианской комиссии также подверглись новые принципы избрания президента Грузии. По мнению экспертов, несмотря на то, что в целом введение системы косвенного избрания соответствует европейским стандартам, в условиях отсутствия верхней палаты и длительных традиций независимости судебной системы противовесом парламентскому большинству в конституционной системе Грузии является именно президент. Поэтому переход на косвенную избирательную систему не должен вызвать постоянное избрание лиц, представленных большинством. Парламентский секретарь президента Анна Долидзе приветствовала такой подход:

«Исходя из того, что у нас нет длительной истории демократии, необходимо разработать сдерживающие механизмы. То есть те институты, которые обеспечат равновесие между властными структурами. Сегодня одним из таких институтов является институт президента. У нас есть свои каналы связи с Венецианской комиссией, и мы постоянно консультируемся. Что из этого выйдет, покажет время».

При этом директор НПО «Справедливые выборы» Михаил Бенидзе считает, что негативные оценки проекта поправок в Конституцию со стороны Венецианской комиссии вызваны нежеланием властей сотрудничать с гражданским сектором:

«Очень негативная оценка. И не по одному пункту. В том числе так называемый бонус (передача нераспределенных мандатов партии-победителю). И если бы были учтены те рекомендации, которые предлагали в свое время неправительственные организации, негативного заключения по этим вопросам не было бы».

Уже на следующей неделе ожидается заседание Венецианской комиссии по этому вопросу, на котором будет выработано окончательное заключение, а с 19 июня рассмотрение поправок в Конституцию начнут на пленарных заседаниях парламента. Ожидается, что законопроект о внесении изменений в действующую Конституцию Грузии окончательно будет утвержден на осенней сессии парламента, предположительно, в октябре текущего года

XS
SM
MD
LG