Добрососедские отношения… Ну что может быть лучше и красивее?
К примеру: стоит многоэтажный многоквартирный дом, на каждой лестничной площадке по несколько квартир, живут люди, семьи, иногда забегают друг к другу стрельнуть сигаретку, взять луковицу, занять червонец, вместе посмотреть по телику увлекательнейший хоккей на траве и распить бокал чая.
У нас в Грузии говорят, что «близкий сосед лучше дальней родни». Если заболит нога или что-нибудь еще, ну, к примеру, срочно надо передвинуть рояль или одолжить раскладушку на случай непредвиденного визита любимой тещи, куда бежать? Конечно, к соседям. Они помогут, выручат, поддержат, одолжат.
Ну, это когда дом... А вот когда политика, то тут все по-другому получается.
На 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Грузия в десятый раз инициировала резолюцию «О статусе вынужденно перемещенных лиц и беженцев из Абхазии, Грузии и Цхинвальского региона/Южной Осетии, Грузия». Для Грузии это очень важный документ, принятие которого может помочь сделать маленький шажок вперед в деле урегулирования вопроса своей территориальной целостности.
Генассамблея ООН последовательно принимает этот документ с 2008 года, подтверждая основные права насильственно перемещенных лиц, независимо от их этнической принадлежности, и в первую очередь их право на добровольное, безопасное и достойное возвращение в свои дома.
В этом году грузинскую резолюцию поддержали 80 стран-членов ООН, 14 проголосовали против, 61 государство воздержалось. Против, вместе с ее величеством Россией, голосовали Лаос, Науру, Никарагуа, Южный Судан, Беларусь (!), Бурунди, Венесуэла, Вьетнам, Куба, Сирия, Зимбабве и… Армения.
Ну, про Россию понятно, Россия по-другому и не сделает. России хорошо, когда соседям плохо, тем более в нашем конфликте Россия – это ярко выраженная сторона. У России главное развлечение – разделяй и властвуй, чем она с упоением занимается. (Говоря «Россия», я имею в виду правительство России, а не российских людей, которые, я уверен, добрые милые отзывчивые люди, отличные друзья и хорошие любовницы.)
Повторяю, с Россией все понятно.
Мнение Никарагуа, Южного Судана и прочих Наур мне, откровенно говоря, до лампочки. Они меня не знают, и я их еще много лет не узнаю.
Про Белоруссию молчу, так как до конца не могу понять, что у хозяйственного Батьки в голове.
Но Армения?
И не надо мне говорить про то, что Армения всецело зависит от России, что она сделает то, что Россия ей прикажет, и что у нее самой рыльце в пушку.
Армения – наш старый многовековой сосед, и жить нам рядом до скончания веков, которое, надеюсь, произойдет еще очень нескоро.
Можно подшучивать друг над другом, можно иногда мило переругиваться, дискутировать-диспутировать, кто был первым человеком на земле – Адам, Арам или Барам, можно сочинять добрососедские анекдоты и выяснять авторство алфавитов и «Витязей в тигровых шкурах». Все это делать можно, это не страшно и по-своему даже мило.
Но не поддержать ближайшего соседа в критические минуты, а я считаю, что данная резолюция – момент критический, – это не совсем корректно, если говорить негрубым языком.
Я бы сказал грубым языком, но Заратустра не позволяет.
Если не можешь поддержать, то хоть отмолчись, хотя бы против не выступай.
Кажется мне, что рано или поздно аукнется сие действо нашим дорогим соседям, ведь рано или поздно всем аукается, это еще говаривал старик Ф.Тютчев: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется».
Будь я на месте нашего правительства, я бы обиделся на такого соседа. Никаких санкций, конечно, хотя, по-моему, единственная дорога к жизни для Армении лежит через Грузию. Все равно никаких санкций, я бы просто обиделся и громогласно дал ему (соседу) понять, что я обиделся.
Хотя, видимо, есть соседи, которым плевать на твои обиды, пока у него наличествует волосатая лапа в домоуправлении.
* * *
Вспоминаю (из учебников истории, конечно) одно событие, которое никакого отношения к вышеупомянутому факту не имеет. Но почему-то оно мне сейчас вспоминается. А почему, не знаю.
В 1938 году Гитлер решил оттяпать Судетскую область у Чехословакии. Произошел так называемый Мюнхенский сговор, развязавший руки Гитлеру в дальнейших завоеваниях.
Бесноватый фюрер заявлял, что он готов из-за чехословацкого вопроса к войне. Однако, говорил он, войны не будет, если Великобритания согласится на передачу Судетской области (в которой проживали немцы) Германии на основе «права наций на самоопределение».
29-30 сентября в Мюнхене, в Фюрербау, состоялась решающая встреча. В час ночи 30 сентября 1938 г. Чемберлен, Даладье, Муссолини и Гитлер подписали Мюнхенское соглашение. После этого в зал, где было подписано это соглашение, была допущена чехословацкая делегация, которую поставили перед фактом.
Уинстон Черчилль, будущий премьер-министр Великобритании, 3 октября 1938 года о данном событии сказал знаковые слова: «Англии был предложен выбор между войной и бесчестием. Она выбрала бесчестие».
К чему я это говорю? А ни к чему, просто так.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции