Югоосетинский парламент избрал нового спикера. Им стал депутат от партии «Единая Осетия» Петр Гассиев. Его поддержали как представители парламентского большинства, так и депутаты меньшинства.
Избрание проходило путем тайного голосования с участием 32 депутатов, 21 из которых проголосовал за кандидатуру Петра Гассиева, пять – за его конкурента Бориса Тасоева, четыре человека – против двух предложенных кандидатов. Два бюллетеня, согласно официальной информации, были признаны недействительными. Сам Петр Гассиев уже после оглашения результатов голосования выступил с благодарственной речью:
«Уважаемые депутаты, мне было сегодня оказано вами высокое доверие. За это вам выношу огромную благодарность. Вместе с тем я не могу не отдавать себе отчета в том, что вместе с высоким доверием вы мне делегировали высочайшую ответственность перед народом Южной Осетии. Смею вас уверить, что если бы я не был уверен в том, что вы поможете мне эту ответственность разделить, я бы никогда не согласился на этот высокий пост. Уважаемые депутаты, время противостояния парламента с другими ветвями власти прошло. Сейчас никто не может нам помешать работать с полной самоотдачей».
Кандидатуру Петра Гассиева поддержали и партии парламентского меньшинства – «Единство народа» и Народная партия.
Официальная библиографическая справка дает приблизительное представление о пройденном политическом пути нового спикера: сотрудник МИДа, где он проработал год, два года работы в должности советника президента Южной Осетии, правда, не уточняется, что сфера деятельности Гассиева была связана с неправительственными организациями. Самая яркая часть биографии – работа продюсером телекомпании НТВ. Белым пятном в биографии Петра Гассиева осталась служба в местном ОМОНе и период работы в югоосетинском филиале Фонда Сороса.
Вот эти предусмотрительно опущенные составителями биографии нового спикера детали всегда вызывали в маленьком югоосетинском обществе вопросы к депутату Гассиеву, неожиданно поднявшемуся в ранг третьего лица государства. Мало кто из оппонентов парламентского большинства верил, что лидер «Единой Осетии» и вновь избранный президент Анатолий Бибилов решится возвысить в статусе наиболее одиозных, по мнению сограждан, персон из своего окружения. Сегодняшнее голосование опровергло этот политический миф.
Югоосетинский общественник Тимур Цхурбати прежде, чем прокомментировать назначение «Эху Кавказа», несколько раз повторил: «Не хочу, чтобы это выглядело как личная обида, но с этим человеком у меня действительно связан очень неприятный инцидент, назначение Петра Гассиева вызывает только улыбку». Продолжает Тимур Цхурбати:
«Я просто хочу задать вопрос: кто такой Петя?! Где и чем он славен, Петр Гассиев? Ну, наверное, правильно, что его выдвинули спикером. Значит у нас такой парламент, что им нужен «никто» по моим понятиям.
– Какие последствия это может иметь для имиджа Анатолия Бибилова, для новой власти?
– Я думаю, что никаких отрицательных последствий это для Бибилова не вызовет, ибо каким был парламент, он таким и останется, он не станет ни лучше, ни хуже. А вот для противников Бибилова это станет очередным доказательством того, что никаких изменений не предвидится. Петр Гассиев – это абсолютный приспособленец, и ничего хорошего ждать от него не приходится».
Первая история избиения Тимура Цхурбати, которая позволила устроить над ним самосуд как над «предателем родины» и во второй раз, произошла, по словам общественника, при непосредственном участии Петра Гассиева:
«Этот инцидент был связан с тем, что Петр пригласил сюда представителей НПО Грузии, в том числе одного представителя их парламента, депутата Дарчиашвили, и Мамуку Купарадзе (журналист). А когда он их пригласил и они прибыли в город, это было еще до 2008 года, то, испугавшись, он с ними не встретился и сообщил правоохранительным органам, что это сделал я. Я, кстати, этих людей тогда не знал вообще, я не был с ними знаком. В результате у меня был, так сказать, случай рукоприкладства с нашими правоохранительными органами. И что вы ждете от этого человека?! Возможно, Петр внутренне преобразился, поработал над собой, и сейчас он великий, но это известно Анатолию Бибилову. Простому народу это пока неизвестно, мне, по крайней мере».
По-настоящему боевое братство Южной Осетии, не ура-патриоты и не стучащие кулаками в грудь о героическом прошлом сограждане Петра Гассиева, помнят, как его, сотрудника ОМОНа, чуть не расстреляли боевые товарищи. Гассиева обвинили тогда в том, что он украл боеприпасы с целью продажи. Кстати, от неминуемой смерти (в тот день с боевого задания ОМОН вернулся на базу с потерями) будущего спикера спас известный югоосетинский блогер Алан Парастаев. По словам Парастаева, возвышение Гассиева – типичная югоосетинская история:
«Можно на все закрыть глаза и сказать, что человек растет, человек вырос с уровня, на котором был, пошел по неправильной дорожке, а сейчас вышел на правильную и стал лидером лидирующей нашей партии. Но я думаю, тут другая проблема, которая типична для югоосетинского общества. Это – прыжки в высоту, когда человек пытается прыгнуть выше того уровня, чем у него есть, и который достаточно высокий. Петр Гассиев – креативный человек, работал в одном из ведущих российских агентств, дослужился до российского ордена. И можно на каком-то уровне остановиться и работать креативно, а главное – более эффективно на должности, которая соответствует твоему имени (я не хочу употреблять слово уровень). Мне кажется, Петр – очень хороший служащий. То есть он такой, второго уровня хороший госслужащий, чиновник. Это его кредо».
Если бы в прошлом, продолжил Алан Парастаев, у Гассиева были великие достижения на государственном поприще, то было бы логичнее говорить о его лидерстве в парламенте:
«Парламентом всегда руководили люди, которые создавали нашу республику. Нужно ли это ему самому? Справится ли он? Не подставит ли свою партию? Ведь не столько даже президент или премьер-министр, а именно спикер парламента является политическим лидером государства».
Еще один вопрос, на который, по мнению общественника, должен был ответить до выдвижения Гассиева Анатолий Бибилов: нужны ли президенту и лидеру партии подобные риски в свете предстоящих через два года парламентских выборов?
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия