Увеличить пособия вынужденно перемещенным лицам и отменить регистрацию, которую они, согласно действующему законодательству Грузии, проходят по истечении определенного промежутка времени – c таким предложением выступила оппозиционная партия «Движение за свободу – Европейская Грузия».
Инициатива, о которой идет речь, включает как социальный, так и политический аспект. Если говорить о первом, то «Европейская Грузия» предлагает увеличить ежемесячное пособие с 45 до 60 лари, а также выдавать его и тем беженцам, которые проживают за гранью бедности и получают социальную помощь как неимущие. Сейчас, согласно данным партии, таких беженцев в стране около 30 тысяч человек. При этом общее количество вынужденно перемещенных лиц составляет около 273 тысяч.
Зураб Чиаберашвили, представляющий «Европейскую Грузию», говорит о еще одном аспекте инициативы – о том, что получение жилья от государства не должно становиться причиной отмены пособия. По его словам, наличие крыши над головой не означает, что у семьи появился источник дохода.
Если парламент поддержит законопроект, будет упрощена и процедура подтверждения статуса беженца, а точнее – отменена в принципе. Говорит Чиаберашвили:
«Тем людям, которые уже проходили регистрацию, больше не придется преодолевать бюрократические барьеры для того, чтобы в очередной раз получить статус беженца. Этот статус у него будет до тех пор, пока он не получит возможность достойно и безопасно вернуться в свой дом. Это политический шаг. Согласно нашей инициативе, правительство Грузии начнет проактивно присуждать статус беженца и потомкам людей, которые сегодня этим статусом уже обладают».
Таким образом, считают в «Европейской Грузии», в связи с тем, что право на возвращение в свои дома беженцев и их потомков является неприкосновенным, правительство страны должно предоставлять соответствующий статус вынужденно перемещенным людям и их детям, которые родились за пределами самопровозглашенных республик, автоматически.
В Министерстве по делам беженцев намерения «Европейской Грузии» называют, с одной стороны, безответственными, а с другой – популизмом. У прошлых властей, говорит замминистра Григол Гиоргадзе, было предостаточно времени для того, чтобы озаботиться размером пособия, но в тот период оно составляло 22 лари. А отмену регистрации беженцев Гиоргадзе считает как минимум безответственным намерением. Когда человек обращается с просьбой продлить статус или предоставить его, ведомство осуществляет ряд различных проверок – для того, чтобы удостовериться в точности информации. По словам замминистра, было выявлено около двух тысяч случаев, когда статус беженца был получен обманным путем, в результате каких-то коррупционных сделок. При этом нужно учитывать, что, обладая этим статусом, гражданин получает ежемесячное пособие и может претендовать на жилье. Гиоргадзе говорит, что в случае с детьми беженцев процедура и так максимально упрощена.
«Если даже один из родителей является беженцем, ребенок автоматически при предоставлении одного лишь свидетельства о рождении получает статус беженца. Разумеется, ряд процедур, которые проходят совершеннолетние граждане, детей не касаются. Однако в случае с совершеннолетними нельзя так безответственно предоставлять статус, не изучив при этом вопрос досконально. Кроме того, государство не может насильно присуждать гражданину тот или иной статус. Как и в случае с программой по борьбе с бедностью, человек должен обратиться, а государство – изучить его положение. Это добровольный процесс», – говорит Гиоргадзе.
Руководящие принципы ООН в отношении международной защиты беженцев – это основополагающий документ, которым следует руководствоваться, когда речь идет о законотворчестве, говорит представительница Ассоциации молодых юристов Нонна Курдованидзе. В этом отношении, по ее словам, можно сказать, что в целом грузинский закон отвечает международным стандартам и включает основные принципы, продиктованные ими. При этом они не обязывают государство проводить определенные процедуры для предоставления статуса беженца. Но у государства есть право, более того, обязанность и обязательства перед людьми, ввиду чего оно должно иметь доступ к полной информации относительно вынужденно перемещенных лиц: кто они, где они живут и в каких условиях. Беженство – это состояние, положение, в котором люди будут находиться до тех пор, пока не получат возможность вернуться в свои дома, говорит Курдованидзе.