Сообщение МВД о планируемом завтра подписании в Сочи соглашения между правоохранителями Абхазии и России о создании совместного Информационно-координационного центра вызвало бурную реакцию со стороны политической партии «Аинар». Члены этой организации упрекают власть, руководство МВД и лично его главу Аслана Кобахия в том, что в проект соглашения не были включены «защитные механизмы, препятствующие нарушению суверенитета Республики Абхазия и конституционных прав и свобод ее граждан».
«Аинар» формулирует свои требования в четырех пунктах: внесение изменений в соглашение должно осуществляться только «с ведома Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия»; соглашение не должно предусматривать проведение центром оперативно-розыскных мероприятий на территории Абхазии; парламенту Абхазии должны быть даны полномочия по надзору за деятельностью ИКЦ. Члены партии, которые считают центр «иностранным органом», несмотря на то, что в нем будут работать сотрудники не только российского МВД, но и абхазского, настаивают на отмене иммунитета и привилегий для его сотрудников.
В заключение «аинаровцы» обвиняют министра внутренних дел Аслана Кобахия в попытке скрыть факт подписания соглашения от общества. Они подозревают власть в попытке «кулуарного и тайного» расширения полномочий ИКЦ после ратификации данного документа в парламенте, «предоставляя этому органу, в ущерб интересам народа Абхазии и суверенитету страны, всю совокупность прав в сфере оперативно-розыскной работы, а также в допуске к любой информации в отношении своих граждан».
Мнение партии «Аинар», судя по всему, разделяет и общественно-политическая организация «Наш дом – Абхазия». Ее соучредитель Саид Лолуа называет ИКЦ «наднациональным полицейским органом» и утверждает, что «еще одного Коньяра или Измайлова мы не переживем». Напомним: полковник Коньяр и чиновник Измайлов были в числе убитых во время абхазского восстания 1866 года, которое возникло из-за непонимания имперскими властями абхазской специфики при проведении земельной реформы.
Беспочвенными и необоснованными назвали претензии молодых политиков юристы МВД. По их словам, ни один из пунктов соглашения не противоречит Конституции и законам Абхазии. Специалисты подчеркивают, что соглашение – международный документ, и совершенно очевидно, что поправки в него не могут вноситься без согласия абхазских законодателей. Более того, за парламентом Абхазии остается право ратификации данного документа после его подписания представителями МВД России и Абхазии. «Если документ не будет ратифицирован парламентом, то он просто уйдет в архив», – подчеркивают юристы.
Напомню, что создание совместного ИКЦ на территории Абхазии было прописано в 10-й статье Договора о союзничестве и стратегическом партнерстве между Россией и Абхазией. Основная задача ИКЦ – сбор информации, анализ, планирование и координирование совместной деятельности против организованной преступности.
С января 2015 года в МВД Абхазии рассмотрели несколько проектов положения об ИКЦ. В результате этой работы полномочия ИКЦ были значительно сужены, а количество штатных единиц уменьшилось с 500 до 20 человек. Совместный Информационно-координационный центр органов внутренних дел Абхазии и России будет расположен в городе Сухуме. По мнению правоохранителей Абхазии, ИКЦ станет серьезным подспорьем в работе правоохранительных органов Абхазии.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции