Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов представил парламенту кандидатуру Эрика Пухаева на должность премьер-министра. Прежнее правительство подало в отставку 24 апреля после вступления в должность новоизбранного президента. Анатолий Бибилов ранее обещал сформировать кабинет за неделю или две.
После избрания Анатолий Бибилов говорил, что формирование нового правительства не займет много времени, однако пока представлена лишь одна кандидатура, да и то из бывшего кабмина.
Эрик Пухаев занимал пост вице-премьера в правительстве Доментия Кулумбегова. По мнению югоосетинского эксперта Роланда Келехсаева, если у кого-то из прежнего состава и был шанс перебраться в новый, то это у Эрика Пухаева:
«Он единственный из команды бывшего президента, кто не вызывал отторжения в обществе. Работал преподавателем математики, характер мягкий, неконфликтный, во время работы в правительстве в каких-то махинациях замечен не был. Кроме того, он местный, цхинвальский, в отличие от многих, кто занимал высшие посты в правительстве. В общем, он один из немногих, если не единственный, кто остался вне критики».
Кстати, «не замечен в коррупции» – это не всегда положительная характеристика. В организациях, где собираются люди, чтобы утолить жажду из бюджетных потоков, как и в любом коллективе, существует конкуренция. Заключается она в том, что самых слабых от этих потоков оттесняют – они работают на зарплату, иногда их балуют премиальными... В этом контексте словосочетание «не замечен в коррупции» зачастую является определением человека, не способного отстаивать собственные интересы, не говоря уже о том, чтобы держать в узде коллектив.
Но люди, знающие Эрика Пухаева довольно близко, уверены, что это не про него, что он человек приличный и по своему психотипу – советский школьный учитель. В принципе, почему бы и нет? В конце концов, не всем же быть хищниками...
Но все же это скорее характеристика, чем объяснение причин, по которым выбор президента пал именно на него. Все-таки мы говорим о премьер-министре в государстве, где общество ждет реформирования едва ли не всех сфер жизнедеятельности республики.
Преподаватель математики возглавлял статуправление, затем курировал в правительстве социалку. Согласитесь, это явно не послужной список человека прорыва. Явно не экономист или управленец с огромным опытом, который знает, как создать экономику, как реформировать систему управления.
Я слышал несколько версий по поводу этого назначения, но ни одна из них не звучала убедительно, поэтому смею предположить. Такое впечатление, что Бибилов создает систему управления, несколько отличную от предыдущей. В этой системе де-факто председателем правительства будет он сам. Это вполне логично для маленькой республики, где глава исполнительной власти – президент.
Зачем президенту дополнительный игрок в кресле премьера – с каким-то своим влиянием, своими связями и, в конечном счете, со своей собственной игрой?
Кроме того, такая конфигурация обеспечивает плотный контроль президента над тем, что происходит в кабмине. Премьер фактически становится присматривающим за порядком в правительстве. И здесь, конечно, нужен человек неалчный и при этом неконфликтный, исполнительный. Как говорят цхинвальские эксперты, Эрик Пухаев почти идеальная кандидатура.
Подчеркиваю, я не утверждаю, что все именно так, но это логично, и это может объяснять выбор президента. Так это или нет, станет ясно довольно скоро. Кстати, это не ново, подобные схемы управления существуют в некоторых республиках Северного Кавказа.
Но у этой конфигурации есть и минусы. К примеру, отставка правительства, как несправившегося, не снимает претензий к президенту. Он становится неотделимой частью правительства и в полной мере ответственным за его действия.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия