Accessibility links

Дележ имущества с "обманутым мужем"


Гибралтарская скала, вид с испанской территории
Гибралтарская скала, вид с испанской территории

Переговоры о выходе Великобритании из ЕС могут сильно усложниться из-за ее самой маленькой и самой известной "заморской территории" площадью всего в 6,7 квадратного километра.

Гибралтар, стратегическая территория, "ворота из Средиземного моря в Атлантику", право на владение которыми с 1713 года у Великобритании оспаривает Испания, в последние дни стал одной из главных тем обсуждения во всем Европейском союзе. Вместе с метрополией Гибралтар присоединился к ЕС в 1973 году – и, очевидно, вместе с Лондоном мог бы спокойно его теперь покинуть. Так бы и произошло – если бы не давний, но ничуть не потерявший боевитости взгляд Мадрида на эту известняковую скалу высотой в 426 метров и песчаный перешеек, соединяющий ее с Пиренейским полуостровом. Испания считает, что, когда Великобритания покинет Евросоюз, Гибралтар сможет остаться в ЕС (а 96 процентов гибралтарцев на референдуме в июне прошлого года захотели именно этого) только при ее помощи, согласии и при изменении своего статуса.

На днях председатель Европейского совета Дональд Туск разослал лидерам 27 государств ЕС проектное описание соглашений с Великобританией относительно Брексита, в котором подчеркнул, что на территории Гибралтара, без отдельных переговоров между Лондоном и Мадридом, они применяться не будут. То есть – что иначе Гибралтару, жизненно связанному с испанской территорией и, через нее, со всем ЕС, также придется уйти из Европейского союза. В ответ "Главный министр" (премьер) Гибралтара Фабиан Пикардо назвал Туска "обманутым мужем, при разводе срывающимся на детях". "Теперь вы видите, как сложно разводиться!" – парировал его слова министр иностранных дел Нидерландов Берт Кендерс.

Испания же настолько воодушевленно приветствовала меморандум Дональда Туска, что отправила, видимо, на "политическую разведку" в гибралтарские воды свой военный корабль "Инфанта Кристина", перехваченный британскими ВМС. Гибралтарские жители, парламентарии и журналисты начали бить тревогу, и их пришлось успокаивать британским политикам – причем некоторые из них явно вышли за рамки привычного в современной Европе дипломатического языка.

Если министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон просто коротко отметил, что в конституции и статусе Гибралтара без согласия всего Соединенного Королевства не изменится ни одна буква, то бывший лидер Консервативной партии и бывший министр внутренних дел Майкл Ховард на телеканале Sky News произнес весьма яркую речь, в которой сравнил значение защиты Гибралтара для британского престижа с войной 1982 года с Аргентиной – за принадлежность еще одной "заморской территории", Фолклендских островов. Майкл Ховард заявил, что уверен, что нынешний премьер-министр Великобритании Тереза Мэй проявит не меньше решимости, чем ее предшественница Маргарет Тэтчер: "35 лет назад другая женщина-премьер отправила войска, чтобы защитить свободу других британцев от другой страны, где тоже говорят по-испански. Я считаю, что не вредно напомнить, кто мы такие!"

До сих пор граждане Гибралтара являются и британскими подданными, и гражданами Евросоюза. Здесь, в отличие даже от почти всех других "заморских территорий Великобритании", все особенное, в том числе государственный строй, конституция, законодательная и исполнительная власть, юрисдикция и налоговая система. "Город и порт Гибралтар" – независимое образование, парламентская демократия, в которой глава государства, королева Елизавета II, представленная губернатором (сейчас эту должность занимает генерал-лейтенант Королевской морской пехоты Эдвард Дэвис), решает лишь вопросы внешних отношений, обороны и обеспечения безопасности. В Гибралтаре существует также церемониальная должность мэра, назначаемого местным парламентом. С 4 апреля этого года, очевидно, для повышения популярности имиджа Гибралтара во внешнем мире, ее заняла обладательница титула "Мисс мира – 2009", одна из самых известных местных жительниц Кайяне Алдорино.

Кайяне Алдорино
Кайяне Алдорино

История Гибралтара, одного из легендарных Геркулесовых столбов, – это история войн на протяжении более чем 3 тысяч лет. За обладание "Скалой" (The Rock, как называют ее все британцы) в Гибралтарском проливе, соединяющим Европу с Африкой и Ближним Востоком, боролись финикийцы, карфагеняне, римляне, вандалы, вестготы, арабы и мавры, пока в 1462 году El Peñón, как зовут это место испанцы, не перешел под власть Кастильской короны. В 1713 году по Утрехтскому мирному договору, ознаменовавшему конец Войны за испанское наследство, Гибралтар перешел к Великобритании. Однако Утрехтский договор не содержит никаких детальных карт или описаний территорий, полученных британской короной от Королевства Испания, в том числе и его 10-я статья, по которой Великобритания до сих пор и владеет "Портом и замком Гибралтар". По этой причине на протяжении столетий в Лондоне и Мадриде положения Утрехтского договора интерпретируют очень по-разному.

Свою первую конституцию Гибралтар, до этого времени имевший статус британской колонии, получил в 1964 году, последнюю – в 2006-м. Каждый раз в Испании это событие вызывало яростные протесты, в прошлом, особенно в годы правления испанского диктатора Франсиско Франко, – вплоть до объявления экономической блокады, закрытия со своей стороны границы (которую испанцы исторически официально именуют имеющим низкий статус словом verja, то есть "ворота в заборе"), выдвижения к ней танков и обрыва всех коммуникаций, включая телефон и канализацию. Тем не менее, в 1967 году на специальном референдуме почти 99 процентов гибралтарцев твердо проголосовали против присоединения к Испании. С 2004 года, когда местные жители впервые получили право участвовать в выборах в Европарламент, здесь весьма сильны позиции британской Консервативной партии, так как гибралтарцы уверены в том, что консерваторы будут защищать их суверенитет намного решительнее, чем лейбористы.

Гибралтар с высоты
Гибралтар с высоты

Несмотря на расположенную здесь уже несколько десятилетий базу НАТО и довольно внушительный британский военный контингент, British Forces Gibraltar, военное значение примерно 35-тысячного Гибралтара уже, конечно, не таково, как еще лет сто назад. Сегодня это всемирно известный финансово-офшорный рай и портово-туристический центр с очень высоким уровнем жизни, "вольный город" под защитой Лондона, символ "британскости", с красными почтовыми ящиками, характерной сувенирной продукцией и флагами "Юнион Джек" на каждом шагу.

Только в Гибралтаре есть целых три редких достопримечательности, привлекающие путешественников со всей Европы и мира. Во-первых, местный неповторимый неофициальный язык "янито", представляющий собой смесь английского с испанским и арабским, с выражениями вроде "hay call para ti" ("тебе звонят"). Во-вторых – международный военно-гражданский аэропорт, построенный в годы Второй мировой войны на перешейке у подножия Гибралтарской скалы и из-за дефицита земли перекрещивающийся с основной автодорогой (автомобили здесь на светофоре уступают дорогу садящимся и взлетающим самолетам). И в-третьих – единственная в Европе свободно живущая колония полудиких обезьян, макак "маготов".

Как гласит известное местное поверье, Гибралтар перестанет быть британским только тогда, когда они исчезнут. Гибралтарские макаки с середины XIX века находятся под официальным покровительством Военно-морского флота Великобритании, и потому среди британских военных известен афоризм "Мы будем защищать обезьян до последнего англичанина".

Радио Свобода

XS
SM
MD
LG