ЦИК сегодня объявил окончательные итоги выборов президента республики Южная Осетия. Спикер парламента Анатолий Бибилов выиграл их в первом туре, набрав 54,8% голосов. Сегодня же избранный югоосетинский президент провел первую большую пресс-конференцию, на которой рассказал о будущей команде, главных приоритетах и отношениях с экс-президентом Эдуардом Кокойты.
На первую пресс-конференцию избранного президента Республики Южная Осетия Анатолия Библова в пресс-центр Государственного комитета информации были приглашены практически все журналисты и СМИ республики, а также общественные деятели. Сам Бибилов появился в зале с офицерской пунктуальностью, не опоздав ни на минуту. Он не стал отнимать много времени у журналистов своим приветственным словом, в котором поблагодарил народ республики за проявленную активность, ЦИК – за проделанную работу, президента – за принципиальность.
Один из первых вопросов касался предполагаемых кадровых назначений. Новоизбранный президент ответил без конкретики. На ключевых должностях должны работать люди, которые живут в Южной Осетии и знают о потребностях населения не понаслышке, заявил Анатолий Бибилов:
«В первую очередь будут привлечены те специалисты, которые у нас есть здесь. В первую очередь – это местные кадры. Я не отрицаю, что нам нужны специалисты по узким направлениям. Конечно, мы будем привлекать специалистов по совершенно разным профильным направлениям. В любом случае эти люди будут либо советниками, либо заместителями, но не привлекать этих людей, не опираться на опыт РФ мы не имеем права».
Дальше стала прослеживаться особенность сегодняшней пресс-конференции – Анатолий Бибилов предпочитал обходиться обтекаемыми, даже осторожными заявлениями.
Отвечая на вопрос о первых указах в качестве президента, Бибилов заявил, что намерен наладить эффективное взаимодействие между ветвями власти:
«В первую очередь, я считаю, надо навести порядок во взаимоотношениях ветвей власти. Не отрицаю, что реформа судебной системы, которая начата еще в мае 2014 года, будет доведена до конца. Принимаемые законы – неважно, кто является их инициатором, – должны разрабатываться на уровне экспертов, которые будут работать до того, как эти законы будут обсуждаться на комитете парламента, на президиуме и сессии. Я думаю, эффективность такого взаимодействия законодательной и исполнительной власти будет гораздо выше, чем сегодня».
Я спросила о взаимоотношениях с экс-президентом Эдуардом Кокойты, который на этих выборах поддержал кандидатуру Анатолия Бибилова. И здесь он постарался быть предельно осторожным. Бибилов вновь напомнил, что не делит людей по политическим симпатиям:
«Что касается непосредственно Эдуарда Джабеевича Кокойты – да, это политическая фигура, да, это человек, который 10 лет был президентом Республики Южная Осетия. Но переговоров по должностям никаких мы не проводили. Равно как и не проводили на сегодняшний день никаких переговоров по должностям для Гаглоева Алана Эдуардовича, для Тибилова Леонида Харитоновича. Я думаю, люди, которые меня поддержали, и люди, которые завтра могут сделать для Южной Осетии что-нибудь и покажут свою эффективность, конечно, будут привлечены».
Один раз Бибилов все же сорвал аплодисменты жестким заявлением. Оно касалось борьбы с распространением наркотиков – темы, которая за последние пять лет стала актуальна в обществе. Имен не прозвучало, но было понятно, что речь идет о приближенных к первым лицам республики людях:
«Это фактически уничтожение осетинского народа. Мы не позволим этого делать. Не жестко, мы жестоко будем пресекать все возможные проявления, которые будут с этим связаны. Ни один человек в Южной Осетии не должен говорить, что вот там продают какую-то гадость и у него есть крыша где-то наверху, и поэтому его никто не трогает. Будем трогать, и трогать очень больно».
Размышлять, что имел в виду осторожный Анатолий Бибилов, осталось недолго. К исполнению своих обязанностей он приступит 22 апреля. На этот день назначена инаугурация новоизбранного президента Южной Осетии.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия