Генпрокурор, главы МВД и КГБ выразили обеспокоенность общественно-политической обстановкой в республике в преддверии выборов. По информации югоосетинского министра внутренних дел Ахсара Лавоева, экс-президент Эдуард Кокойты и его сторонники намерены сорвать намеченные на 9 апреля выборы, и «эту подрывную работу он проводит как в городе, так и районах республики». Генпрокурор Урузмаг Джагаев добавил, что все факты задокументированы и в будущем может встать вопрос ответственности этих людей.
Силовики призвали жителей республики к спокойствию, но при этом зачем-то каждый указал на попытки Эдуарда Кокойты и иже с ним дестабилизировать ситуацию, расколоть общество или даже отбросить его на грань гражданской войны, как в 2011 году. Потому, подытожили силовики, они будут смотреть в оба и, если что не так, – сурово наказывать.
Если целью мероприятия было успокоить общественность, то получилось не очень, считает российский политолог Сергей Маркедонов:
«Что касается заявлений силовиков, мне кажется, если есть сигналы, если есть угроза, то необходимо применять имеющийся арсенал средств. Надо действовать. Зачем проводить пресс-конференции? А если их нет, то лишнее нагнетание ситуации вряд ли полезно».
Югоосетинский эксперт Роланд Келехсаев подчеркивает, что алармистские заявления и упреки в нарушении закона звучат как со стороны президентской команды, так и оппозиции, и, очевидно, у подобных информационных вбросов есть свои резоны. Такое впечатление, говорит Роланд, что каждая из сторон на случай неудачи готовит список претензий как основание для требований признать выборы недействительными:
«Сторонники Бибилова уже отметили два нарушения, которые могут быть основанием для требований признать выборы недействительными. Первое – это открытие избирательного участка в Пригородном районе, т.е. вне пределов консульства, что противоречит закону о выборах. Второе – до сих пор ЦИК не предоставил список избирателей, в то время как он должен был это сделать не позднее чем за 35 суток до дня голосования. Из чего исходили, когда определяли необходимое количество бюллетеней – непонятно. С другой стороны, силовики заявляют о готовящихся провокациях, причем это вполне определенные, конкретные заявления. Таким образом, они уже обозначили, что возможны события, последствием которых будет срыв выборов».
По мнению Сергея Маркедонова, звучащие в республике заявления о недопущении политического кризиса выглядят несколько запоздавшими, потому как он уже имеет место быть. Республика уже вступила в него, причем с того момента, когда Эдуард Кокойты попытался принять участие в выборах, воспользовавшись несовершенством законодательства. Поэтому, считает Сергей Маркедонов, сегодня актуальнее вопрос, как не допустить эскалации кризиса:
«Не лучшим образом на предвыборную кампанию влияет и то, что она проходит с оглядкой на кризис 2011 года. Общество еще не преодолело эту ситуацию. С одной стороны, есть большие опасения снова попасть в ситуацию, когда общество будет расколото, разделено. А с другой стороны, есть желание избежать повторения кризиса, не слишком при этом беспокоясь, какой ценой. Вообще, мне кажется, очень важно здесь и сейчас включить московский ресурс, не столько публичный, сколько неформальный, и провести качественную модерацию. Все равно, как бы кто ни хотел победить, придется, так или иначе, находить какой-то модус сосуществования».
По мнению некоторых югоосетинских экспертов, кризис после выборов – это и есть способ найти тот самый модус сосуществования, о котором говорит Сергей Маркедонов. Он был страшен до 2008 года, когда республика была предоставлена сама себе и конкурирующие группы впадали в крайности... Теперь проигравшей стороне совсем не обязательно покидать республику, опасаясь преследований со стороны победителей – не те времена. Все-таки сейчас больше оглядываются на Москву, да и само мирное время откорректировало меру допустимого. В этом смысле возможное поствыборное обострение – как приглашение к столу переговоров от проигравшей стороны, как требование компромисса, пусть и оформленное в таком тревожном виде, но уж никак не в качестве предвестника гражданской войны. Не те времена.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия