Уже в конце ХIХ века в Сухуме было хорошо развито фотодело. В городе работали многочисленные фотоателье и независимые фотографы, некоторые из них приезжали сюда специально, чтобы поработать с живописной натурой.
Уже к началу ХХ века, когда в Сухуме жило немногим больше 10 тысяч человек, фотография пользовалась большой популярностью. В связи с этим быстро росло число ателье, где делали портреты для семейного архива или открытки с видами Сухума, чтобы посылать знакомым в другие города.
В конце XIX века владельцем лучшего в Сухуме ателье считался Леонид Пименидис. Его мастерская открылась в 1896 году на Михайловской набережной (сейчас это набережная Махаджиров) и привлекала горожан студией для создания популярного в то время по всему миру так называемого кабинетного портрета. Создавались такие фотографии на фоне специальных «кабинетных» декораций: стул, стол, софа, детские игрушки и др. В ателье Пименидиса можно было не только сфотографироваться, но и заказать портреты, которые выполнялись тушью, масляными красками или акварелью.
О том, как относились к фотографии больше века назад и как выглядели в то время ателье, рассказал руководитель фотоагентства «Абхазпресс-АРТФ» Владимир Попов: «На самом деле был культ фотографии. И в городе Сухуме была не одна мастерская. 3-4 студии было только на набережной в начале прошлого столетия. Фотографами были в основном греки. Люди приходили семьями, с детьми. Это было все торжественно и очень, кстати, дорого. Фотографию в те времена не каждый мог себе позволить по финансовым соображениям. Праздником было прийти сфотографироваться. И мы по этим фотографиям сегодня изучаем, что одевали люди, как они вели себя на фотографиях. В фотоателье была техника такая, что выдержка была очень длинной, и чтобы не смазался кадр, человека сзади были вынуждены вставлять в так называемые тиски, чтобы он не двигался. Потому что там долго происходило деяние. Это могла быть и минута, а надо было быть без движения. В фотоателье были креслица, цветы искусственные стояли, фон-бахрома, игрушки для детей. Все было почти как сегодня».
Другое известное в Сухуме ателье принадлежало Иоаннису Евкарпиди. Он вместе с семьей переехал в Абхазию из Малой Азии в конце XIX века и, пройдя обучение фотографическому делу, открыл свою мастерскую.
По словам знатока Сухума и родственника Евкарпиди Георгиоса Григориадиса, Иоаннис был не просто фотографом, он был художником: по велению мастера фотографируемые принимали позы и взаимодействовали с внутренним антуражем ателье. Так, например, в мастерской был специально собранный гардероб с дорогой одеждой и головными уборами, который при необходимости могли использовать люди, пришедшие сделать фотографию. В фотоателье Евкарпиди снимались жители и гости Сухума, среди которых были абхазы, грузины, русские, армяне, греки, эстонцы, немцы и персы. Фотограф участвовал в разных выставках, и его мастерство было не раз оценено: в 1896 году работы Евкарпиди получили похвальный отзыв от Русского фотографического общества, а в 1906 – золотую медаль на выставке в Антверпене.
Постепенно с развитием фотодела в Абхазии ателье стали открываться не только в Сухуме, но и других городах. И уже в начале ХХ века фотостудии появились в Гагре, Гудауте, Очамчире и в селе Гал.
Сегодня именно благодаря старым фотографиям можно узнать, как выглядели Сухум и его жители больше сотни лет назад, рассмотреть красивые парки и здания, многие из которых ныне заброшены и разрушены, и почувствовать атмосферу старого приморского городка. На фотографиях прошлого и позапрошлого веков изображены длинные деревянные пристани и заплывавшие в сухумскую бухту корабли и броненосцы, уличные сапожники и юные разносчики воды на набережной, сцены переправы местных жителей через реки и укладки булыжных мостовых.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия