Мэрия Цхинвала не разрешила инициативной группе по выдвижению Эдуарда Кокойты провести народный сход. Сторонники бывшего президента намеревались собраться 5 марта, чтобы обсудить предстоящие выборы. В мэрии заявили, что Кокойты не является зарегистрированным кандидатом, потому не имеет права проводить агитационную работу.
Предвыборный штаб Эдуарда Кокойты объявил о созыве общенародного схода 5 марта, который, по словам организаторов, должен был «консолидировать народ в преддверии выборов». Сегодня стало известно о том, что мэрия Цхинвала не дала разрешение на его проведение. Говорит член инициативной группы Коста Коштэ:
«Она (мэрия) мотивировала это тем, что по решению ЦИКа этот сход можно считать предвыборной агитацией. Поэтому еще не зарегистрированные кандидаты не имеют права ее проводить».
По словам Коштэ, сход с трудом можно представить как предвыборную агитацию, ведь мероприятие планировалось как акция в поддержку честных достойных выборов без эксцессов. Впрочем, многие в республике восприняли эту инициативу как призыв к протесту (место проведения – центральная городская площадь, число заявленных участников – 2000 человек). Тем не менее сторонники Кокойты продолжают настаивать: никакого злого умысла в указанной акции нет.
Миролюбивые идеи, которые транслируются штабом Кокойты, все же тревожат многих жителей республики. В Цхинвале, который живет предстоящими выборами президента, каждый день можно услышать разговоры о намечающемся противостоянии. По словам моего источника в югоосетинском правительстве, приближенные к экс-президенту лица угрожают вывести людей на площадь, мотивируя это тем, что «мы все воевали и так просто не сдадимся». Я спросила Коста Коштэ о настроениях людей, часть которых не прочь перенести протест на улицу:
«То, что хочет сделать каждый человек, мы не можем им запретить. Другой вопрос, что мы всем говорим: без буквы закона, без того, чтобы не нарушить ничего, мы не должны предпринимать никакие действия, потому что мы знаем, что этого ждут. Они ждут, чтобы мы в чем-то ошиблись, чтобы потом свалить все возможное и невозможное на нас. Мы это знаем, и мы стараемся этого не допустить. Но если кто-то выйдет и будет говорить сам по себе, мы можем выйти и сказать: не надо! Потом я думаю, что даже настроение людей, то, что они будут делать, – все зависит от того, как поведет себя власть. Насколько аргументировано (если откажут) они это сделают, насколько беспредельно они это сделают. Все зависит от этого».
Сторонники Кокойты надеются, что он будет зарегистрирован кандидатом в президенты. Впрочем, представители власти и Центризбиркома не раз публично выражали сомнения, ссылаясь на то, что экс-президент не соответствует требованиям ценза оседлости. Многих в югоосетинском обществе интересует вопрос, кому, в случае отказа, отдадут голоса верные сторонники бывшего президента.
Валерий, 57 лет, безработный: Добросовестно пойду на выборы, в бюллетене допишу четвертого кандидата – Кокойты Эдуарда Джабеевича, сделаю квадратик, внутри поставлю крестик. Это мой президент.
Марина, 36 лет, госслужащая: Честно говоря, в штабе я бываю нечасто и не осведомлена, что там происходит. Но надеюсь, что дела идут неплохо. О другом даже не думаю, честно говоря. На выборы пойду, но голосовать буду все равно за Кокойты. Это мой бюллетень, я им воспользуюсь.
Эка, 30 лет, сотрудница предвыборного штаба: Если Кокойты не допустят к выборам, то я испорчу бюллетень. Зачеркну всех. И на выборы пойду, чтобы мой бюллетень не использовали.
Сторонники экс-президента отмечают, что, несмотря на слухи о том, что они готовы отдать голоса Анатолию Бибилову, последний не пользуется у них популярностью. Но если, сказал мне один из них, за Аланом Гаглоевым не стоит Леонид Тибилов и он поймет, что он не «технический» кандидат, то отдаст предпочтение молодому сотруднику КГБ. Впрочем, большинство отметает саму мысль проголосовать не за Кокойты: накануне в предвыборном штабе экс-президента я наблюдала, как несколько человек заходили записываться в списки будущих наблюдателей на выборах.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия