Церковно-политический скандал с криминальной подоплекой сегодня получил свое продолжение. Главного подозреваемого, протоиерея Георгия Мамаладзе, вернули из больницы в следственный изолятор, а Патриарх больше не планирует встречаться с ним. Грузинское общество разделилось на два лагеря. Юридическо-политические баталии идут на всех уровнях.
Протоиерей Георгий Мамаладзе вновь возвращен в следственный изолятор. Священнослужителя, обвиняемого по делу о покушении на убийство, вернули в камеру предварительного заключения. Врачи сочли его состояние удовлетворительным. Но удовлетворить общественный интерес к громкому скандалу гораздо сложнее. Возвращение Патриарха на родину, вопреки ожиданиям, ясности в дело не внесло. Даже члены Священного Синода не располагают информацией о деталях происходящего, говорит епископ Маргвети и Убиси Мелкиседек:
«Если у церкви есть какая-то проблема, в первую очередь она должна рассмотреть ее сама. Внутри церкви ничего не должно быть скрыто. Решения обязательно должны быть открыты для всех. Например, я, как член Священного Синода Грузинской православной церкви, не располагаю информацией о том, что произошло. У меня нет информации. Та скудная информация, которую я получаю по телевизору, не дает мне возможности сделать выводы».
Из-за практического отсутствия информации, выводы каждый делает разные. Так называемое дело о цианиде стало одной из главных тем полемики на открывшемся сегодня в Кутаиси пленарном заседании парламента. На инициативу оппозиции о начале процедуры отставки главного прокурора, которого она обвиняет в намеренном введении общественности в заблуждение, ответил председатель фракции «Грузинская мечта» Мамука Мдинарадзе:
«На брифинге главный прокурор четко заявил, что, по информации некоего гражданина, планировалось убийство духовного лица высокой иерархии. Он же заявил, что было задержано лицо, которое обвиняют в подготовке убийства. Мы можем отмотать это назад, но вас это не устраивает. Потому что на этом была построена пиар-кампания одной политической силы. И очень жаль, что под это психологическое воздействие попали и другие лица».
При этом в правящей партии указали на то, что сам Патриарх прокуратуре доверяет, равно как и проводимому ею расследованию. И, судя по всему, уже не очень доверяет обвиняемому. Во всяком случае, Илия Второй встречаться с протоиереем Георгием Мамаладзе больше не намерен. Об этом заявил секретарь предстоятеля Грузинской православной церкви Михаил Ботковели:
«В патриархию не поступало заявление Мамаладзе о том, что у него есть желание встретиться с Патриархом. Вопрос визита Его Святейшества в учреждение (по исполнению наказания) или визита обвиняемого в патриархию не рассматривается. Что касается возможного визита первосвященников (в тюрьму), то со стороны правительства поступила просьба максимально воздержаться от визитов к заключенному».
Правительству такое решение патриархии, похоже, нравится. Во всяком случае, новоназначенный вице-премьер Александр Джеджелава, который накануне сам побывал в Патриархии, радости о достигнутом консенсусе с духовенством в этом вопросе не скрывал:
«Мы были у Патриарха, и я очень рад, что вчера стало ясно, что церковь и правительство едины и монолитны в этом вопросе. Церковные иерархи, в том числе и Патриарх, высказали поддержку и доверие следствию и правительству. Это дело должно быть доведено до конца. Кто бы ни был преступником, духовное лицо или нет, в любом случае виновный должен быть наказан».
С тем, что виновный должен быть наказан, согласна и сторона защиты Георгия Мамаладзе. Только вот его представители считают, что протоиерея, грубо говоря, подставили. О чем, по их словам, говорят факты, имеющиеся в деле. Речь, как говорит один из адвокатов задержанного – Михаил Рамишвили, в частности, идет об оружии, обнаруженном в доме священнослужителя:
«Мы не должны забывать одного: отцу Георгию предъявлено обвинение не только в попытке убийства. Не будем забывать об оружии. В деле присутствует и 236-я статья. Именно тогда, когда всем станет известно, как это оружие оказалось у отца Георгия, дальше картина станет очень ясной. Об этом отец Георгий хочет рассказать членам Священного Синода. Когда отец Георгий даст показания, мы будем знать все детально. Это оружие ему не принадлежало».
Грузинское общество разделилось на два лагеря. Одни, в том числе представители правительства, считают, что следствие должно быть доведено до конца и только после этого можно будет делать выводы и конкретные комментарии. Другие, среди которых президент и часть духовенства, утверждают, что в отношении отца Георгия Мамаладзе грубо нарушена презумпция невиновности. И требуют снять со стороны защиты обязательство о неразглашении деталей дела. В любом случае, считают наблюдатели, спустить дело на тормозах уже вряд ли удастся.