У памятника архитектуры на сухумской набережной, в котором находился до недавнего времени отель с рестораном под названием «Белый парус», появился новый хозяин. Он планирует на этом месте возвести ресторанный комплекс. Судьбу памятника вчера обсуждали и решали в городской администрации. Специалисты рассмотрели проект и отправили его на доработку.
Почти 117 лет стоит на сухумской набережной дом купца Цирипова. Это небольшой красивый особняк, из тех, которые придают нашему городу колорит и уже неотделимы от его истории. За долгий срок у здания сменилось много хозяев. После войны один из российских политических тяжеловесов Егор Строев выкупил его, отремонтировал и превратил в отель с рестораном под романтическим названием «Белый парус».
Сегодня у дома очередной новый хозяин – совместное российско-абхазское предприятие «Эклипса». Имени его владельца никто не называет, но его интересы в Абхазии представляет Ахра Тарнава. Помимо исторического здания «Эклипсе» принадлежит еще и участок набережной до популярного городского ресторана «Нарта». На этом месте СП планирует построить ресторанный комплекс под названием «Абхазские каникулы».
Проект был разработан специалистами из Москвы, его главным архитектором является Отар Кебурия. Заказчик намерен пристроить к памятнику архитектуры здание из стекла и дерева. Вот по поводу этой пристройки и высказывались на заседании Градостроительного совета специалисты. Заместитель министра культуры и историко-культурного наследия Батал Кобахия настаивает на том, что новую постройку необходимо отодвинуть вглубь от линии главного фасада на четыре метра, чтобы летнее кафе не доминировало над основным зданием.
С тем, что пристройку необходимо отодвинуть от красной линии вглубь застраиваемой территории, согласились почти все члены Градостроительного совета. Основная претензия к проекту заключается в том, что между историческим зданием и новостроем отсутствует связующая идея. Пристройка не гармонирует ни с особняком, ни с соседней «Нартой», и, по мнению архитектора Георгия Баронина, все вместе это напоминает «рубленую капусту». Проект делали дизайнеры, которые детально проработали напольные покрытия, но при этом совсем не проработали фасадную часть проекта.
Архитектор Светлана Шаменкова уточнила: «Пристройка выглядит, как беседка, очень много непонятных вещей, плоская кровля на втором этаже и, на мой взгляд, незакономерные и нелогичные горизонтальные членения. Если они предлагаются как солнцезащитные, как система машрабия, которая в Сухуме применялась раньше для защиты от активного солнца, то они не достаточны для исполнения этой функции. Объект, который будет выстроен в стекле, будет перегреваться. На мой взгляд, это здание будет немного несуразным в соотношении с памятником архитектуры».
Главный художник города Руслан Габлия считает, что главное здание является знаковым и необходимо добиться, чтобы акцент был на нем, а не на новострое.
Начальник Государственного управления по строительству и архитектуре Эсфирь Майтоп видит проблему в том, что проект разрабатывался в Москве: «Московские архитекторы не чувствуют нашу специфику, не знают наши традиции, не знают наш колорит. Если мы будем доверять такие работы россиянам, то старый Сухум у нас останется только в книгах. Если этот проект переработают наши архитекторы, они смогут связать вот это старое здание с новым. Просто очень неудачный, бездушный фасад», – сказала она. Главный архитектор города Тамара Лакрба считает, что если перекрасить деревянные панели в белый цвет, то вид пристройки изменится и не будет так сильно контрастировать с историческим зданием.
Главный архитектор проекта Отар Кебурия с готовностью принял идею изменить цвет деревянных панелей на белый, но высказался категорически против углубления пристройки. Градостроительный совет проголосовал против проекта в том виде, в каком его представили заказчики, и поручил проектировщикам доработать его с учетом всех замечаний.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия