Европейский суд по правам человека отклонил представленные правительством Грузии все три кандидатуры на освобождающуюся должность судьи. Ева Гоциридзе, Александр Барамидзе и Георгий Бадашвили не прошли процедуры отбора в Совете Европы. Теперь Грузии придется провести новый конкурс на соискание должности судьи Страсбургского суда. В экспертном сообществе называют ситуацию беспрецедентной.
Пятеро – «против», один – «за» при четырех воздержавшихся. Комитет Совета Европы, отвечающий за отбор кандидатов на должность судьи Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), отклонил список соискателей, представленный правительством Грузии. Ева Гоциридзе, Александр Барамидзе и Георгий Бадашвили претендовали на то, чтобы сменить в Страсбурге Нону Цоцория, у которой в феврале истекает срок полномочий.
Согласно внутреннему регламенту ЕСПЧ, специальный комитет должен был рассмотреть и назвать имя нового судьи из трех претендентов, отобранных Грузией, еще до конца сентября прошлого года, но отложил решение до января. Как считают в экспертном сообществе, причиной могла послужить серия скандалов, связанных с процессом избрания кандидатур. Неправительственные организации, правозащитники, политическая оппозиция и даже администрация президента не раз обвиняли власти в лоббировании кандидатуры члена Высшего совета юстиции Евы Гоциридзе, которую обвиняли в лояльности «Грузинской мечте».
Сегодня министр юстиции Тея Цулукиани выступила с ответными обвинениями, назвав причиной неудачи подрывную деятельность оппонентов:
«Я с большой болью в сердце наблюдаю за тем, как «Национальное движение», а точнее его разбежавшиеся члены, с восторженными криками встретили возвращение этого списка Грузии, нашей стране, нашей родине. Это неудивительно. Они всегда работали на неудачи Грузии на международной арене. Против этого списка работал также омбудсмен, который недавно посетил Страсбург и призвал другие страны не поддерживать этот список. Свою лепту внес и руководитель Ассоциации адвокатов, призывавший европейцев не поддерживать Грузию, держа в руках фотографии Евы Гоциридзе и угрожая голодовкой. К сожалению, очень много наших сограждан и официальных лиц работали для того, чтобы этот список вернули Грузии».
В ответ председатель Ассоциации адвокатов Заза Хатиашвили в очередной раз подтвердил свою позицию и обвинил министра юстиции во лжи:
«Я был членом комиссии (занимавшейся отбором кандидатур) и всегда говорил, что люди, представленные правительством Грузии, по моральным критериям не соответствуют высоким стандартам судьи. Особенная претензия была по отношению к Еве Гоциридзе. Я действительно обжаловал это решение, провел акции протеста. А в октябре публично заявил, что список был заблокирован уже тогда. Однако госпожа Цулукиани в свойственной ей манере солгала, что список не заблокирован и это лишь процедурная отсрочка (перенос решения на январь). Грузия опозорилась так, как ни одно европейское государство».
В экспертном сообществе утверждают, что осенью прошлого года Тбилиси дали ясно понять: представленные кандидатуры неприемлемы для ЕСПЧ. Но власти почему-то решили, что практика назначения судей в Грузии, когда отсутствует прозрачность и используется непонятная аргументация, может пройти и в Страсбурге.
По словам директора Ассоциации молодых юристов Анны Нацвлишвили, также являвшейся членом комиссии по отбору кандидатов в Страсбургский суд, исходя из того, как проходил этот процесс, решение, принятое в Страсбурге, вполне логичное:
«Когда отвергли кандидатуру Наны Мчедлидзе (профессора юриспруденции), не было ясных причин, почему эта кандидатура не была принята, и мы, члены комиссии, не получили никакой информации по этому поводу. После этого, исходя из гендерной квоты, надо было заменить Мчедлидзе кандидатурой женского пола. Следующей по баллам среди женщин была Анна Долидзе (парламентский секретарь президента), но была представлена Ева Гоциридзе. Это решение тоже было принято непрозрачно и с непонятной аргументацией, тогда как логически в Страсбург должен был быть направлен кандидат, набравший большее количество баллов. По мнению комиссии, представленные кандидаты не соответствовали тому высокому посту, на который их представило правительство Грузии».
Юрист Давид Джандиери, со своей стороны, считает, что немалую роль в отказе сыграла политическая подоплека процесса отбора кандидатов:
«Вызывали вопросы политическая принадлежность конкретных кандидатов и то, что они в определенном смысле выражали интересы правящей партии. Предположительно, это и стало поводом для такого решения. Это было ясно изначально. Реально это отображает ситуацию в стране с выбором кадров, но это вдвойне проблематично, так как дело касается кандидатов, представленных в Европейский суд».
При этом все эксперты сходятся во мнении: случай исключительный и, безусловно, нанесет вред репутации страны. Сейчас правительство должно будет организовать новый конкурс, но к истечению полномочий нынешнего судьи, Ноны Цоцория, назначить нового судью уже не успеют.