Немалый переполох в абхазском интернет-сообществе вызвало на днях высказывание в СМИ технического директора ИнгурГЭС Гии Хубуа. Он сообщил, что за последние сутки в водохранилище электростанции было израсходовано столько воды, что высота в нем, упав за сутки на полтора метра, составляет 453 метра над уровнем моря и до критического уровня остается 35 метров. По достижению этого уровня ИнгурГЭС не сможет обеспечивать электроэнергией Абхазию. Это произойдет, уточнил он, если мы будем такими же темпами срабатывать воду, как сейчас. В таком случае после середины февраля воды уже не будет и придется закупать электроэнергию из России.
При обсуждении этой публикации на одном из абхазских интернет-форумов сказалось распространенное явление – нет, не политизацию проблемы сейчас имею в виду, без которой, конечно, тоже не обошлось, а участие в этом обсуждении людей с очень разным уровнем информированности. В частности, появились комментарии с элементами паники: «Вот и прозреем, когда по российским тарифам начнем оплачивать!»; «Платите сами по российским, господа креативные профессионалы!»
Но авторы их, судя по всему, не знакомы с тем, о чем обстоятельно говорил на пресс-конференции в АРСМИРА 28 декабря прошлого года гендиректор РУП «Черноморэнерго» Аслан Басария, или забыли об этом. Во-первых, остановка ИнгурГЭС в феврале минимум на 15-20 суток – на период изучения состояния деривационного канала для предстоящих ремонтных работ – была запланирована в любом случае. И уже в конце прошлого года велись переговоры между абхазскими, грузинскими и российскими энергетиками о том, что Абхазия начнет в тот момент получать электроэнергию из России. А во-вторых, поскольку энергосистемы наших стран с советских времен закольцованы, абхазским потребителям не придется платить по российским тарифам, которые больше абхазских в разы: эта энергия будет браться взаймы, с возвратом ее в другой период.
Кстати, главный энергетик Абхазии сказал тогда, что уровень воды в Джварском водохранилище – 465 метров, на шесть метров ниже, чем в прошлом. То есть за истекшие недели с 28 декабря он понизился только на 12 метров. Возможно, дело в том, что нынешний январь в наших краях оказался теплее, чем декабрь прошлого года, соответственно, это сказалось на уровне потребления электроэнергии и сработки воды в хранилище.
Вместе с тем прекрасно понимаю Гию Хубуа, который рассматривал в интервью худший вариант развития событий (то есть что организовывать переток из России придется еще до запланированной остановки ГЭС) с целью настроить потребителей на экономию. Ведь не секрет, что самые низкие, как говорят, в мире энерготарифы, принятые в Абхазии, делают многих потребителей пофигистами и включается немало электроприборов, без которых можно было бы обойтись. Не говоря уже о том, что десятки тысяч абонентов у нас на протяжении десятилетий «принципиально» не платят за потребленное электричество.
Вчера «Черноморэнерго» опубликовало таблицу реализации по регионам страны за 2016 год электроэнергии и оплаты за нее. То, что оплачивается она у нас ужасно, хорошо известно. Но одно дело, когда об этом говорится в целом и общем, а другое – когда с точными цифрами на руках. Так вот, согласно этой таблице, оплата электроэнергии по республике за 12 месяцев составила лишь 53,6% начисленного. В Сухуме ее было потреблено примерно на 519 миллионов рублей (оплачено около 57%), в Гагрском районе – 109 млн (51,5%), Гудаутском – 74,5 млн (58%), Гулрыпшском – 49 млн (59%), Очамчырском – 45 млн (40%), Гальском – 37 (62%), Ткуарчальском – 29 млн (44%), Сухумском – 21 млн (37%). Далее идет разбивка: энергия, потребленная предприятиями и организациями (чуть больше четверти всей) и населением. Предприятия и организации расплачиваются лучше – 78,5%, население хуже – 44,2%. Среди неплательщиков со стороны населения абсолютный рекорд принадлежит очамчырцам – в этом районе не заплатило более 70% абонентов.
Не удивлюсь, если кто-то пока не уловил связи между оплатой за потребленную электроэнергию и уровнем воды в Джварском водохранилище, который прежде всего зависит от обилия осадков, своевременности таяния снега в горах и т. п. Специально для таких поясню. Стопроцентная или близкая к ней оплата позволила бы быстрее привести в порядок обветшавшую систему энергоснабжения и тем самым снизить до минимума потери в сетях, которые сейчас зашкаливают за все приемлемые нормы. А снизив потери, мы снизили бы и количество потребляемых киловатт, и сработку воды в хранилище. И в этом случае над нами не висела бы как дамоклов меч угроза веерных отключений, памятных жителям Абхазии по прошлой зиме.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия