В Грузии началось массовое сокращение сотрудников госучреждений. Сегодня от должностей были освобождены сотни служащих нескольких министерств. Всего под программу оптимизации бюджетных расходов, как ожидается, подпадут около 30 тысяч человек. В правительстве призывают отнестись к вынужденным увольнениям с пониманием.
В Новый год без работы – правительство Грузии запустило программу оптимизации бюджетных расходов, которая подразумевает увольнение тысяч госслужащих. Сегодня соответствующие уведомления получили сотни сотрудников министерств. Причем, вопреки предыдущим заверениям главы правительства Георгия Квирикашвили о том, что кадровая оптимизация не коснется силовых ведомств, глава МВД Георгий Мгебришвили объявил, что тоже намерен избавиться от «балласта». Выражение, использованное министром, вызвало возмущение общественности. За слова пришлось отвечать:
«Мой комментарий об оптимизации ведомства был неправильно интерпретирован. Я использовал слово «балласт». Подтверждаю: я считаю балластом людей, которые позорят полицейский мундир, очерняют его. Таких людей я называю балластом, и именно от них будет освобождено Министерство внутренних дел. В нашем ведомстве около 40 тысяч сотрудников. Не исключено, что среди них есть и такие. Под балластом я подразумевал только таких людей. Бывали случаи, что таких сотрудников мы выявляли и ранее, и нет ничего удивительного в том, что мы от них освобождаемся».
Честь мундира не будет защищать и как минимум сотня сотрудников военной полиции Министерства обороны. По словам замначальника Генштаба Шалвы Джабахидзе, цель объявленного сокращения – не столько оптимизация расходов, сколько ликвидация «раздутых штатов».
«Батальоны военной полиции будут военизированными подразделениями, в их состав войдут военные, прослужившие не менее одного контрактного срока, которые имеют военное образование, и их навыки развивались в направлении военной полиции. В нынешнем положении военная полиция точно не останется. Мы собираемся ее оптимизировать. Одна из причин – раздутые штаты».
С двумя с половиной сотнями сотрудников готов распрощаться министр образования. Александр Джеджелава намерен избавиться от лишних юристов и штатных веб-специалистов. Вместо последних он планирует периодически пользоваться услугами частных интернет-компаний. Реорганизация также коснется региональных представителей службы аудита.
Более деликатно к проблеме подошел министр здравоохранения. По словам Давида Сергеенко, задача состоит не в том, чтобы уволить людей, а в том, чтобы справедливо перераспределить зарплату:
«Мы создадим новую службу, задачей которой будет мониторинг работы сотрудников. Кто покажет более высокий результат, получит более высокое вознаграждение. То есть задача состоит в справедливом перераспределении зарплат исходя из эффективности, а не в целенаправленном сокращении сотрудников на 10%».
Специалисты отмечают: основная проблема в том, что у правительства нет единой модели оптимизации бюджетных расходов. При этом, по словам представителя «Ассоциации молодых юристов» Нино Цухишвили, структура, которая могла подготовить детальные рекомендации, давно существует – это бюро общественной службы:
«Именно бюро должно давать государственным ведомствам рекомендации по оптимизации штатов. Помимо этого, при каждой госструктуре функционирует отдел кадров, где должна быть собрана вся необходимая информация. Так что я не знаю, насколько обязательно создание какого-то дополнительного органа. В сегодняшней ситуации важно одно – не допустить дискриминации в отношении госслужащих. Согласно статистике, в 2015-2016 годах было зафиксировано наибольшее количество случаев, когда сотрудники госучреждений покидали свои должности якобы «по собственному желанию». Важно, чтобы эта практика сейчас не повторилась».
Согласно закону, в случае увольнения на основании оптимизации кадров, у госслужащих есть право на получение компенсации в размере двух месячных окладов. У тех же, кто уйдет с работы «по собственному желанию», такой возможности не будет. Сейчас, говорит Цухишвили, складывается впечатление, что процесс оптимизации протекает хаотично. Министерства объявляют о количестве сокращенных сотрудников в очень короткие сроки. При этом никто не обосновывает, почему увольняют именно это количество людей или почему сокращения проходят именно в этой сфере.