Accessibility links

«Как же так, ведь все было хорошо…»


Из Чечни – тревожные новости. Пока готовилась эта передача, продолжали поступать сообщения из Грозного.

Отнюдь не те, к которым привыкли. Не бесконечные репортажи о празднованиях дат и юбилеев, в которых участвуют первые и вторые лица. Дат, среди которых, замечу, не вспомнили очередную годовщину начала Первой чеченской. И не дружные, хором, обличения недоброжелателей первых, вторых, третьих лиц – вроде кенхинского правдолюбца Рамазана Джалалдинова, до сего дня записанного чуть ли не в главные «враги народа». Будто порыв ветра сорвал декорации, снес весь этот фальшивый праздник пополам с комсомольским собранием. Новости настоящие, действительные и тревожные.

Сначала – про ночное боестолкновения в Октябрьском районе. Потом – про бой в центре города, на проспекте Путина. Наконец – что в городе ищут еще три группы боевиков, полтора десятка человек.

Из этих подробностей еще должна сложиться общая картина. И восстанавливать ее я не берусь. Я вообще о другом.

«Как же так, ведь все было хорошо…»
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:25 0:00
Скачать

И не о том даже, что нынешнее нападение боевиков ставит под сомнение сложившийся в СМИ образ Чечни как «самого стабильного региона Кавказа». По данным «Кавказского узла», эти столкновения – как минимум четвертый с начала 2016 года и седьмой с начала 2015 года подобный эпизод в Чечне. В результате этих инцидентов были убиты более двадцати боевиков (то есть людей, объявленных боевиками), ранены более двадцати человек.

Ощущение стабильности у журналистов возникает, если вглядываться не в хронику текущих событий, а в бесконечные официальные и парадные мероприятия. И вдруг – такая неожиданность, которую невозможно скрыть или замолчать. И сразу сыплются вопросы: «как же так, ведь все было хорошо»? Точно такие же вопросы задавали корреспонденты и в ходе нападения боевиков на Грозный в начале декабря 2014 года, когда сгорел Дом печати. Дом печати был, конечно, быстро восстановлен, и вопросов долго не было. То есть, как говорил Черномырдин, «Никогда не было, и вот опять!»

Но когда нет источников информации, а есть один «Кавказский узел», корреспондента которого в уходящем году посадили якобы «за наркотики», – очень легко забыть о неприятной реальности, и жизнь превращается в сплошной бессмысленный юбилейный отмечайтен.

Но есть и другая крайность. Недостаток информации вообще, а еще более – недостаток достоверной информации заставляет всюду видеть заговор.

Вот френд из числа чеченских эмигрантов пишет: сообщают, мол, «ФСБ совместно с кадыровцами, уничтожили 6 из 12 отказавшихся воевать в Сирии. Их выдают за боевиков. Театрализованная перестрелка с «утечками» внутриведомственных переговоров якобы была устроена в центре Грозного, куда привезли трупы бывших спецназовцев батальона Запад и Восток».

Между тем в воскресенье ИТАР-ТАСС со ссылкой на тот же «Кавказский узел» называл имена двоих участников ночной перестрелки, которым удалось бежать, – это Ибрагим Мажаев и Истамул Мамаев. Их родственников, кстати, уже допрашивали. Цитирую: «За совершение вооруженных нападений на сотрудников полиции 17 декабря в Старопромысловском районе Грозного разыскиваются трое бандитов в возрасте от 18 до 20 лет. … они ранее покинули постоянное место жительство и вошли в состав ячейки ИГИЛ (прежнее название запрещенной в РФ террористической группировки «Исламское государство»)». То есть предполагаемые участники нападения – люди молодые, двадцатилетние и даже младше.

А ставшие на прошедшей неделе героями скандала бывшие бойцы батальонов спецназа ГРУ «Запад» и «Восток», сначала запостившие в Сети кадры благословения на войну в Сирии, а потом вроде как отказавшиеся туда ехать, – люди другого поколения. Солидные мужчины, если не сказать, крепкие дядьки за сорок, с сединой.

Как-то не клеится картина такого заговора. И общая картина пока у меня не складывается. И восстанавливать ее я не берусь раньше времени, пока что вслушиваясь и вглядываясь в приходящие из Чечни тревожные новости.

XS
SM
MD
LG