В Грузии продолжают требовать смягчения наркополитики. Сегодня в Тбилиси у здания парламента прошла акция под слоганом «Закон убивает». Около 40 неправительственных организаций и движений объединились в Национальную платформу наркополитики Грузии. Они сходятся во мнении, что наркополитика не должна носить карательный характер, и требуют власти провести изменения.
Смягчения наркополитики часть грузинского общества требует уже давно. Изменений ожидала она, когда пару лет назад Беке Цикаришвили, чье имя стало чуть ли не нарицательным в ходе масштабных акций протеста, грозил многолетний тюремный срок за употребление и хранение марихуаны. Изменения казались неотвратимыми, когда Конституционный суд Грузии признал неконституционной норму, допускающую лишение свободы за приобретение и хранение марихуаны для личного пользования. Однако и это не стало толчком для проведения реформы.
Сегодня на акции протеста у здания парламента собравшиеся разгромили виселицу – символ, выбранный ими для иллюстрации репрессивной наркополитики в стране.
Что бы ты ни делал, главное – это результат, к которому ты придешь, говорит Георгий Гогуа, который представляет две НПО – «Сеть потребителей наркотиков Грузии» и «Сеть снижения вреда». А результат, к которому привела репрессивная наркополитика, по его словам, таков: в 2006 году было 40 тысяч людей, употребляющих наркотики внутривенно, в 2012 их стало на пять тысяч больше, а на сегодняшний день – это уже 50 тысяч человек.
«Таким образом, число (этих людей) стабильно растет. Увеличилась и возрастная планка. Кроме этого, штрафы вынуждены, как правило, платить семьи, т.к. сами наркозависимые в основном безработные. И главное – ВИЧ, гепатит и другие заболевания, передающиеся кровью: чем более репрессивная наркополитика, тем больше наркозависимые уходят в подполье. Как итог: 200 тысяч больны гепатитом, ВИЧ растет. Практически все сходятся во мнении, что программа элиминации гепатита без декриминализации практически невозможно», – говорит Гогуа.
По его мнению, должны быть декриминализованы все наркотики, поскольку в случае, если это коснется только, например, марихуаны, то люди, употребляющие тяжелые наркотики, которые действительно больны и наиболее нуждаются в помощи, будут еще более стигматизированы. Говорит Георгий Гогуа:
«В мире существует практика обмена шприцов для снижения вреда. То есть человек несет использованный шприц и получает новый. У нас это невозможно, потому что одной капли наркотиков в шприце сегодня достаточно для применения 260-й статьи, а именно той ее части, которая подразумевает тюремное заключение от пяти до восьми лет».
На сегодняшний день в Уголовном кодексе Грузии есть две статьи, регулирующие этот вопрос, – 273-я и 260-я. В последнюю около года назад были внесены изменения, которые разграничили ответственность за владение наркотиками для личного пользования и с целью распространения, говорит Давид Отиашвили – глава Исследовательского центра зависимости «Альтернатива Грузия»:
«Эти изменения были фасадными, по нашему мнению, и были ответом на требования Евросоюза в ходе процесса визовой либерализации».
Он также считает, что декриминализация наркотиков необходима. Главный противник этих изменений, говорит Отиашвили, МВД. В ведомстве полагают, что вслед за декриминализацией увеличится число наркозависимых. Но Отиашвили с этим мнением не согласен:
«У нас есть пример многих стран, в которых этой статьи нет или же она была аннулирована, и никакого всплеска там не было».
Власти говорят о том, что все должно быть сделано поэтапно, говорит Георгий Гогуа. Один из их главных аргументов – это отсутствие реабилитационных центров для наркозависимых. Их обещают начать строить, но годы идут, а на деле, говорит Гогуа, страна ни на шаг не продвинулась в этом направлении. Все это в то время, напоминает Гогуа, когда в бюджет поступают миллионы лари со штрафов, которые выплачивают наркозависимые и их семьи.