Accessibility links

Прокуратура готова к сотрудничеству


Южная Осетия возбудила уголовные дела по факту военных преступлений со стороны грузинских властей еще в 2008 году
Южная Осетия возбудила уголовные дела по факту военных преступлений со стороны грузинских властей еще в 2008 году

Генпрокурор Южной Осетии подготовил доклад для Международного уголовного суда, представители которого собираются посетить республику. Напомним, суд проводит расследование военных преступлений, совершенных сторонами в ходе августовской войны 2008 года. Ранее в Цхинвале выражали сомнения в объективности и беспристрастности суда.

Южная Осетия возбудила уголовные дела по факту военных преступлений со стороны грузинских властей еще в 2008 году. Уже девятый год, по словам генпрокурора республики Урузмага Джагаева, ведомство «периодически приостанавливает и возобновляет уголовное дело. Все эти военные преступления, геноцид народа Южной Осетии не имеют срока давности, поэтому в любое время, когда возникает необходимость возобновления и проведения конкретных следственных действий по этому уголовному делу, мы их возобновляем и проводим».

Джагаев заявил, что в республике ожидают приезда представителей Международного уголовного суда:

«Нами подготовлен доклад для Международного уголовного суда. Мы хотим расследовать это уголовное дело таким образом, чтобы передать ту реальную картину, которая была здесь на территории Южной Осетии. Это касается и погибших, и раненых, и того материального, морального ущерба, который был нанесен народу и в целом республике Южная Осетия».

Прокуратура готова к сотрудничеству
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:32 0:00
Скачать

Напомню, что расследование преступлений, совершенных сторонами в Южной Осетии и Грузии в период с 1 июля по 10 октября 2008 года, МУС начал в январе этого года, после того как прокурор Фату Бенсуда, проанализировав доклады международных организаций и жалобы пострадавших, пришла к выводу, что есть «основания полагать, что на территории Грузии в контексте вооруженного конфликта в августе 2008 года были совершены преступления, подпадающие под юрисдикцию суда». Представители МУС начали сбор жалоб от грузинской стороны, прибыв на территорию соседнего государства. В Цхинвале выразили сомнения в объективности расследования.

После нападения Грузии на Южную Осетию в августе 2008 года Россия была вынуждена вмешаться для принуждения агрессора к миру. Официальный представитель МИД Мария Захарова в январе этого года заявила, что Россия будет вынуждена пересмотреть отношение к МУС после того, как суд поддержал позицию прокурора начать расследование в отношении южных осетин и российских военнослужащих. Она напомнила, что Россия передала МУС более 30 томов уголовного дела «в подтверждение преступлений режима бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили в отношении югоосетинского населения и российских миротворцев».

В начале февраля Минюст уточнил, что Россия не сможет сотрудничать с МУС, так как страна не ратифицировала регламентирующий работу этого судебного органа Римский статут. Впрочем, прокурор Бенсуда заявила, что отказ Москвы от сотрудничества не сможет помешать расследованию. С точки зрения международного права Южная Осетия – это территория Грузии, которая признает правовую силу Римского статута. Летом власти Южной Осетии также заявили, что отказываются содействовать Международному уголовному суду в расследовании событий 2008 года, потому что оно носит «политический окрас».

Югоосетинские эксперты положительно оценивают заявление генпрокурора Южной Осетии о готовности сотрудничать с МУС. Лидер движения «Твой выбор – Осетия!» Алан Джуссоев отмечает, что Южная Осетия не прекращала расследование военных преступлений Грузии «и не приостанавливала сотрудничества с МУС, поскольку никакого взаимодействия не было»:

«Генпрокурор четко говорит, что военные преступления не имеют срока давности. Уголовные дела и расследование не прекращалось, а приостанавливалось. С появлением каких-то новых данных и фактов оно возобновляется. Работа по уголовным делам не остановлена, не закрыта. Что касается Международного уголовного суда, то если они нас попросят, то мы им передадим материалы и информацию, но я не думаю, что они это используют объективно. У Международного трибунала есть предвзятое отношение, он занимает сторону Грузии. Трибунал работает в одностороннем порядке с Грузией. У Южной Осетии официально никакого взаимодействия с Международным судом не было, но наше государство ведет уголовное расследование военных преступлений, которые были совершены в период грузинской агрессии со стороны Грузии... Если Международный трибунал хочет провести объективное расследование, то как минимум он должен учитывать, что Южная Осетия – это сторона в войне, при этом не агрессор, а сторона, подвергшаяся агрессии».

Югоосетинский эксперт Роланд Келехсаев полагает, что необходимо представить МУС всю необходимую документацию, «подтверждающую неоспоримые факты военных преступлений Грузии в отношении Южной Осетии»:

«У нас есть доказательная база, чтобы предоставить ее в МУС. И эти доказательства подтверждают, что мы являемся потерпевшей стороной от грузинского фашизма. Мы не отказываемся от сотрудничества с МУС, были сомнения в его объективности, но сейчас, раз уж представители МУС едут в Южную Осетию, это хороший повод представить доказательства, документы и факты военной агрессии Грузии и преступлений. Речь идет об объективном расследовании, и если мы сами не заявим об имеющихся у нас фактах, то за нас никто не будет добиваться справедливости и отстаивать нашу точку зрения, и за нас никто это не будет делать».

Келехсаев добавляет, что сотрудничество с МУС – это еще и уникальная возможность показать Западу, что у Южной Осетии имеются безупречные политико-правовые основания для обретения независимости:

«Если Грузия говорит, что Южная Осетия – часть ее территории, то мы должны еще раз довести до Запада имеющиеся политико-правовые обоснования своей независимости. Мы должны показать, какие человеческие жертвы, преступления, разрушения были совершены Грузией».

В отличие от жалоб в Европейский суд по правам человека (Страсбургский суд), которые адресованы государствам, в Гаагский суд жалуются на физических лиц, которые совершали военные преступления, преступления против человечности, участвовали в геноциде.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG