В сентябре российские граждане в Абхазии и Южной Осетии принимали участие в выборах депутатов Государственной Думы по одномандатным округам. Эти выборы, в отличие от прошлых, которые проводились по пропорциональной системе, были персонифицированы. Означает ли это, что у Южной Осетии и Абхазии появились собственные избранники в Госдуме?
От Читинского одномандатного округа №43 и от приписанных к нему российских граждан Южной Осетии в Госдуму прошел член «Единой России» Николай Говорин – уроженец села Нерчинский Завод (где отбывали каторгу декабристы), 64-летний доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации, автор 85 научных работ и изобретений по различным разделам психиатрии.
Кстати, в Госдуму прошлого, шестого созыва он попал в начале июня 2015 года на освободившееся место после назначения ныне покойного Тамерлана Агузарова врио главы Северной Осетии.
Российский политолог Николай Силаев подчеркивает, что думские выборы в Южной Осетии и Абхазии случались и раньше, но в этом году впервые в южных республиках выбирали и кандидатов-одномандатников, т.е. голосовали за конкретного человека, которого граждане России, проживающие в Абхазии и Южной Осетии, могут назвать своим депутатом. Говорит Николай Силаев:
«Пусть даже депутат не только от их избирателей, а он еще приписан к некоему Забайкальскому округу, на самом деле он оказывается еще и очень интересным лоббистом, которого раньше ни у Абхазии, ни у Южной Осетии не было, потому что они раньше не избирали депутата-одномандатника. Это дает какой-то любопытный эффект избирательной кампании. Это то, чего не было раньше у Абхазии и Южной Осетии.
Конечно, когда-то раньше сидел в Думе Затулин (он давно уже там не сидит), но одно дело депутат, который с некой симпатией к ним относится, и совсем другое – депутат, которого они непосредственно избрали. Это довольно хороший ресурс в Москве. Конечно, они там и с Путиным могут встретиться не очень часто при большом желании, но кому помешает еще и депутат».
По мнению российского политолога Модеста Колерова, у этого сотрудничества есть взаимные многообещающие перспективы. Республики могут заполучить себе лоббиста, а у депутатов появится возможность прибавить политического веса. Модест Колеров показывает, как это могло бы выглядеть на практике. Парламенты Южной Осетии и Абхазии имеют как бы двойное значение. Они представляют не только граждан Абхазии и Южной Осетии, но и российских граждан, постоянно проживающих в этих республиках. И поэтому неформальные парламентские группы или делегации от этих республик вполне полномочны приехать в Государственную Думу и встретиться со своим депутатом. Говорит Модест Колеров:
«Если приложить к этому усилия, то, конечно, человеку будет приятно стать специалистом по такой, с одной стороны, редкой, а с другой стороны, привлекающей общее политическое внимание теме. Ему, конечно, будет политически интересно стать неформальным представителем Южной Осетии или Абхазии через формальные представительства проживающих там российских граждан. И, конечно, будь я на месте этих депутатов и испытывай какие-то карьерные соображения, по крайней мере, второй бы темой в моей деятельности, помимо представления интересов Забайкальского края, стало бы представительство интересов российских граждан Южной Осетии. Т.е. фактически это дополнительный неформальный канал представительства. И, конечно, надо бы пойти в профильное управление в администрации президента, представиться профильному помощнику президента, который занимается этими республиками, и т.д. Это очень богатая тема, такого рода неформальных политических связей не хватает.
– Наверное, и сама республика могла бы проявить инициативу в этом вопросе?
– Она обязана проявить эту инициативу. Собрать неформальную парламентскую делегацию, встретиться, приложить усилия, чтобы познакомить депутата с ключевыми проблемами российских граждан республики, пригласить его, и не просто ухаживать за ним, а провести по территории и показать, где что болит, где не решается и т.д.».
Модест Колеров напоминает слова бывшего председателя Госдумы Сергея Нарышкина о том, что депутатский корпус обновляется на 50% . Вполне понятно, говорит политолог, что они сейчас находятся в поисках сфер своих уникальных занятий. И такого рода занятие по Южной Осетии было бы замечательной и очень выгодной перспективой с точки зрения политического будущего депутата.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия