Сегодня в Абхазии праздничный выходной день Курбанныхуа. Это абхазское название мусульманского праздника жертвоприношения – Курбан-байрама, знаменующего окончание обрядов паломничества (хаджа) в Мекке.
Как известно, этот праздник мусульман всего мира восходит к знаменитому сюжету из Корана, рассказывающему о том, что, когда Ибрагим (Авраам) готов был принести в жертву своего сына Исмаила, Аллах остановил занесенный им нож. Во славу Всевышнего был заколот оказавшийся поблизости барашек. Как известно, этот сюжет присутствует также и в более древних религиях – иудаизме и христианстве.
В дни праздника стараются делать подарки. Ежегодно верующие мусульмане Абхазии режут скот, а мясо раздают в детсады, школы-интернаты, нуждающимся. Так было и сегодня.
Сухумская мечеть была переполнена прихожанами, пришедшими принять участие в праздничной молитве. Те, кто не нашел места в храме, совершали молитву на прилегающей улице. На праздничной проповеди имам мечети, председатель Единого духовного управления мусульман Абхазии Салих Кварацхелия рассказал о предыстории обряда и отметил, что праздник жертвоприношения является одним из двух величайших праздников мусульман.
Курбанныхуа появился сразу в первой редакции календаря праздничных и памятных дат независимой Абхазии, то есть является нерабочим днем в республике уже двадцать второй раз. Это было свидетельством уважения государством прав приверженцев второй по значимости в Абхазии мировой религии. (Православных праздников в календаре изначально было два, а сейчас им уделено в общей сложности шесть выходных.)
Маленькая Абхазия, как известно, – многоконфессиональная и при этом весьма веротерпимая страна. Последнее я бы объяснил двумя главными обстоятельствами: тем, что, абхазы, к какой бы конфессии ни принадлежали, никогда не доходили в следовании религиозным постулатам до фанатизма, и тем, что в верования большинства как христиан, так и мусульман среди них по сию пору причудливо вплетены элементы традиционной абхазской религии с молениями в древних святилищах.
Христианство стало проникать в Абхазию еще с первого века. Через несколько веков оно утвердилось в ней, свидетельством чему являются разбросанные по всей ее территории христианские храмы раннего средневековья. В конце восьмого века арабское войско полководца Мервана Глухого, осадившее Анакопийскую крепость (ныне Новый Афон), могло принести сюда ислам, но арабам пришлось отступить из Абхазии. Лишь восемь веков спустя, когда Оcманская империя распространила свое влияние на все причерноморские страны, Абхазия не только попала в вассальную зависимость от турок, но и постепенно в ней стал распространяться ислам. С тех пор обе ведущие мировые религии сосуществуют здесь. После вхождения Абхазии более двухсот лет назад в Российскую империю ислам в значительной мере утратил в ней прежние позиции, уступив их православному христианству. А поскольку мечети старого времени строились в ней деревянными, ни одна из них к нашему времени не сохранилась.
В позднесоветские времена в селах Очамчырского района мусульман уже почти не осталось, а в Гудаутском они жили в основном в таких селах, как Дурипш, Ачандара, Абгархук, Аацы и ряд других. При этом исповедующие ислам считали себя таковыми скорее по традиции, поскольку мусульманами были их родители. Основное их отличие от христиан заключалось лишь в похоронных обрядах и в том, что день поминовения покойного мусульмане устраивали не на сороковой, а на пятьдесят второй день после его смерти.
После десятилетий воинствующего атеизма в Абхазии получили развитие все конфессии. Ислам – за счет новообращенной молодежи, репатриантов из Турции и других стран Ближнего Востока, а также Аджарии, выходцев с Северного Кавказа, а в последние годы – и гастарбайтеров из Средней Азии. Именно они, в отличие от «номинальных» абхазов-мусульман старшего поколения, регулярно посещают мечети, читают Коран, совершают намаз, носят соответствующую одежду и соблюдают посты.
Как уже было сказано, отношения между христианами и мусульманами в Абхазии вполне спокойные и миролюбивые (какое сравнение со страстями, вот уже больше десятилетия раздирающими православное духовенство республики по межличностным мотивам). Но это вовсе не значит, конечно, что тут нет подспудного столкновения интересов, не возникает иной раз полемика в интернете. Скажем, когда кто-нибудь из представителей мусульманского духовенства заявит в интервью, что ислам исповедуют до 50 процентов абхазского населения республики, а какой-нибудь пользователь возмущенно напишет, что эта цифра завышена в несколько раз…
В абхазском обществе в целом существуют также определенные опасения по поводу возможности проникновения в республику мусульманского фундаментализма, присутствует нежелание придавать облику городов исламские черты. В связи с последним вот уже четверть века не решен вопрос о строительстве в Сухуме мечети, первые сообщения в СМИ о таких планах появились еще до грузино-абхазской войны. Вопрос, как полагают многие, упирается в выбор участка под ее строительство: мусульмане, естественно, видят ее где-то в центре города, остальным же этого не хотелось бы. Вот почему приверженцы ислама до сих пор собираются на молитвы в импровизированных мечетях – в двух зданиях в Сухуме и Гудауте, приспособленных под них.
И, конечно, нельзя забывать, что среди представителей всех конфессий встречаются разные люди, включая и тех, кто начисто лишен способности к толерантному мышлению, склонных к ксенофобии. Мне запомнился такой случай, имевший место пару лет назад. В газете, которую редактирую, была помещена статья об истории ислама в Абхазии, которую я увидел перед этим на одном из российских мусульманских сайтов. Она привлекла своей информативностью, тем, что в ней был емко изложен большой объем исторических фактов, многие из которых мне раньше не были известны и которые наверняка были бы интересны читателю. Но затем на сайте, где помещается электронная версия газеты, кто-то под ником написал комментарий, суть которого сводилась к тому, что не иначе как редакция пошла на данную публикацию исходя из некоей материальной заинтересованности, решила подзаработать. Я не знаю и вряд когда-нибудь узнаю имя автора этого подленького текста, но очень хорошо представляю себе суть данного человека – убогий умишко, убогая душонка. Ему, очевидно, просто не дано понять, что мотивом публикации могут быть интерес к знанию и толерантность. Можно предположить: зная, что в редакции не работают мусульмане, он посчитал, что этот текст предложил нам кто-то заинтересованный. А поскольку, наверное, он привык мыслить по принципу: «Все воруют, по себе знаю»… Вот и решил трусливо тявкнуть из-за угла, уверенный, что никто его не вычислит и не привлечет за клевету. Увы, мир и не без таких «добрых» людей…
В опубликованном сегодня поздравлении президента Рауля Хаджимба говорится: «Дорогие соотечественники! От всей души поздравляю вас с одним из самых главных мусульманских праздников – Курбан-байрамом. Праздник Курбан-байрам напоминает нам о добре и терпимости, любви к ближнему, духовном пути каждого человека. В современном мире очень важно помнить об этих истинных ценностях веры. Еще раз поздравляю всех мусульман Абхазии с этим радостным днем и желаю крепкого здоровья, мира и благополучия!»
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия