Сегодня, 30 августа, во всем мире отмечают День пропавших без вести. «Право знать» о судьбе своих близких является основополагающим принципом как международного гуманитарного права, так и прав человека и должно неукоснительно соблюдаться, отмечают в ООН.
2000 человек – цифра приблизительная, но фигурирует практически во всех отчетах как международных организаций, так и местных, грузинских, структур. Столько людей числятся пропавшими без вести в результате территориальных конфликтов в Грузии – начиная с 90-х годов прошлого века и заканчивая сегодняшним днем.
По словам первого заместителя министра по делам беженцев и расселению Григола Гиоргадзе, сейчас ведомство совместно с Международным комитетом Красного Креста работает над очень важным проектом:
«Это идентификация останков и их перезахоронение. Для людей, которые ничего не знали о судьбе своих близких, очень важно, чтобы они могли прийти на их могилу, оплакать их… И поддержка со стороны Красного Креста и де-факто правительства Абхазии в этом процессе очень важна».
Важность такой работы подчеркивает и бывший госминистр по примирению и гражданскому равенству Паата Закареишвили. Это одно из немногих направлений, где Тбилиси и Сухуми смогли наладить эффективное сотрудничество:
«Они проводят большую работу и регулярно проводят перезахоронения. Красный Крест помогает, и есть даже двусторонние встречи на грузино-абхазском уровне. Более сложно обстоят дела, как я знаю, на грузино-осетинском направлении. Но там тоже Красный Крест как-то работает».
В Грузии Международный комитет Красного Креста занимается вопросом пропавших без вести с 2004 года. К 2010-му удалось создать два координационных механизма по выяснению участи лиц, пропавших без вести в ходе вооруженных конфликтов и последующих событий. По информации МККК, на сегодняшний день грузинские, абхазские, югоосетинские и российские представители работают над тем, чтобы предоставить людям информацию об их пропавших без вести родственниках.
Несмотря на всю сложность вопроса, проведенная до настоящего времени работа принесла конкретные результаты: с 2013 года из 22 захоронений, расположенных по всему региону, были извлечены останки 162 человек. Из них останки 81 человека были опознаны и переданы родственникам.
По словам Пааты Закареишвили, если раньше все эти вопросы регулировались на неправительственном уровне, сейчас им придается куда большее значение:
«Я раньше работал в одиночку… Во время войны и после – до 97-98 годов - я работал интенсивно. Потом создалась комиссия государственная, и уже эта команда продолжила работу. После 97-98 годов этим занимается Министерство по делам беженцев».
Сегодня аппарат Народного защитника Грузии опубликовал свой отчет по ситуации. Согласно информации омбудсмена Учи Нануашвили, на данный момент среди без вести пропавших числятся до полутора тысяч этнических грузин, до двухсот абхазов и около сотни осетин. После августовской войны 2008 года – шестеро осетин и 35 грузин.
Международное право гласит: действия, приводящие к исчезновению людей, запрещены, родственники должны быть незамедлительно проинформированы о судьбе близких, которые были захвачены, ранены или погибли. Но проблема в том, как обеспечить принятие и выполнение таких норм.
В 2013 году аппаратом омбудсмена Грузии были даны рекомендации правительству подготовить соответствующие документы для принятия на законодательном уровне Международной конвенции о защите всех лиц от насильственных исчезновений. В 2014 и 2015 годах документ был одобрен парламентом, но до сих пор не ратифицирован.