Сегодня в Сухуме на круглом столе обсуждали восьмую годовщину признания Республики Абхазия Российской Федерацией. На встрече присутствовали абхазские чиновники и эксперты, а также приглашенные специалисты из России. Главной темой обсуждения стало текущее состояние российско-абхазских отношений.
Круглый стол был организован по инициативе Министерства иностранных дел Абхазии. Открывая встречу, и.о. главы ведомства Вячеслав Чирикба сказал:
«Мечта поколений абхазов, многим казавшаяся несбыточной, стала реальностью. Мы все хорошо помним то эмоциональное состояние, которое царило 26 августа».
По словам Чирикба, последние восемь лет стали важным периодом в российско-абхазских отношениях:
«Самым важным политическим итогом всего этого нелегкого и драматического процесса стало появление на карте мира двух новых государств: Республики Абхазия и Республики Южная Осетия, которые являются надежными союзниками и партнерами Российской Федерации. Установился прочный мир в западном Закавказье и на Кавказе в целом и, что также важно с точки зрения региональной безопасности, поставлен прочный заслон на пути проникновения военной машины НАТО на Кавказ».
Далее участники круглого стола перешли к обсуждению текущего состояния российско-абхазских отношений. Кандидат исторических наук Николай Трапш подчеркнул, что важное значение имеет не только подписанный ранее рамочный договор между Абхазией и Россией, но и механизм его реализации. В настоящий момент сторонам, по мнению историка, нужно решить четыре принципиальных вопроса. Первый: российскому руководству нужно четко определиться с тем, что у него есть одна генеральная линия в отношении Абхазии. Без единого курса невозможно дальнейшее органичное развитие российско-абхазских отношений:
«У многих представителей российской элиты все-таки есть восприятие Абхазии если не как субъекта РФ, то, по крайней мере, как какого-то протектората, которым можно управлять извне. Если адекватно развивать отношения, то от этого ощущения нужно избавляться. Еще нужно избавляться от подходов к Абхазии с точки зрения real politic, то есть можно манипулировать какими-то группами и добиваться результата, но это не та страна, не тот регион, где такая политика может привести к какому-то адекватному результату».
Вторая проблема, по словам Николая Трапш, заключается в выстраивании отношений на долгосрочную перспективу, третья – осознание того, что системные отношения не строятся исключительно на экономике и таких вопросах, как приобретение собственности в Абхазии иностранными гражданами. Нужно работать системно, формировать на перспективу должное взаимодействие между элитами через образовательные, научные проекты, формировать «диалог менталитетов».
И последнее: Николай Трапш считает, что абхазскому обществу тоже необходимо определиться с тем, каким оно видит дальнейшее развитие. Видит ли оно, что у Абхазии есть один большой стратегический партнер и несколько партнеров чуть поменьше, или же речь о каких-то более широких системных взаимодействиях, которые, однако, совершенно не означают отказа от взаимодействия с Россией.
Российский политолог Владимир Новиков, анализируя текущие российско-абхазские отношения, признал, что сегодня существуют определенные трудности. По мнению эксперта, идет этап упорядочивания и институционализации этих отношений. Однако, по словам Новикова, в Москве многие ищут простые ответы на сложные вопросы. Так, если настаивать на либерализации рынка недвижимости в Абхазии, то надо учитывать местные особенности. Проблема в том, что в российском бюрократическом аппарате отсутствуют люди, понимающие абхазское общество.
«В России происходит бюрократизация этих отношений. Люди, ответственные за эти отношения, к сожалению, часто не имеют к Кавказу и к Абхазии никакого отношения. Третья проблема – это проблема, когда люди, ответственные за эти отношения, меняются раз в полгода, если не чаще», – заметил Владимир Новиков.
Выступивший на круглом столе член Общественной палаты Абхазии Сократ Джинджолия сделал упор на ответственности абхазской стороны:
«Нас никто за руку не тянет, не заставляет ставить подпись под договором, который нам невыгоден. Никто не заставляет нас решать вопросы в том ключе, как они поставлены в России. Мы свободные люди, мы можем дискутировать, политическая воля, стабильность в Абхазии – это прежде всего. Самые лучшие устремления России не добьются своей цели, если у нас будет раздрай».
По словам Джинджолия, главная задача Абхазии сегодня – это политическая стабильность и общественное согласие.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия