Вчера в Сухуме открылся XV юбилейный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…» Под открытым небом перед жителями и гостями столицы предстала знаменитая Медея из оперы Луиджи Керубини в исполнении российской оперной дивы.
Нарядная публика стала стекаться на сухумскую набережную почти в сумерках. Все были в предвкушении чего-то волнующего, почти древнего. В этот вечер на Сухумской крепости, где специально для фестиваля соорудили большую сцену с амфитеатром, должны были показать известную оперу «Медея».
Эту оперу в Москве в 2015 году поставил Александр Титель, режиссер Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Главная роль в опере досталась хозяйке фестиваля – Хибле Герзмава. Именно за нее она получила «Золотую маску» за лучшую женскую роль сезона.
Но для Хиблы «Медея» не просто опера, в первую очередь – это связь с горячо любимой родиной, Абхазией, и со всем Черным морем. Вот что певица рассказала: «Между седьмым и восьмым корпусами в Пицунде, когда я бегала маленькой девочкой, стоит потрясающий памятник Медее. Я никогда не думала, что буду петь про эту трагическую женщину, про эту трагическую любовь. И я сегодня буду служить «Медее». Если бы я знала, что в свои 46 лет приеду сюда, на историческую родину девушки Медеи, и что буду петь в этом потрясающем месте… Мы сегодня воссоздадим историческую ситуацию в Абхазии. И я очень рада».
Режиссер Александр Титель рассказал, что, задумывая «Медею», он видел в главной роли только Хиблу Герзмава: «Когда-то наш театр открывал этот фестиваль в 2001 году, в 2002 году продолжил. И вот снова мы здесь, и уже с декорациями, с полным составом оркестра, хора, так, как мы ездим на гастроли в любую точку мира. И когда я брал «Медею», разумеется, я думал о том, что Хибла родом из тех же мест, откуда родом и сама знаменитая царевна Медея. И я не сомневался в том, что эта земля, эта вода, эта роза ветров, эти горы, эти характеры обязательно в ней воплотятся. И она создаст этот образ ярким, запоминающимся, правдивым и очень в каком-то смысле национальным».
Но «Медея» не была бы «Медеей», если бы все прошло гладко. Под конец первого акта оперы небо вдруг затянуло тучами, стали полыхать молнии и, как только объявили антракт, – дождь полил стеной. Гости впопыхах покидали амфитеатр, пытаясь укрыться от потоков воды, и, подбирая свои промокшие юбки, дамы шептали: «Это все энергетика «Медеи»!»
А Хибла не была бы собой, если бы не настояла на продолжении оперы. Представление перенесли под крышу Абхазского Государственного театра, где в 00.00 начался второй акт…
Ежегодный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…» проходит при поддержке президента Абхазии, Министерства культуры и меценатов. В этом году Хиблу Герзмава поддержал Николай Ачба.
Фестиваль имеет долгую историю – начался в 2001 году. За это время он проходил во многих странах: в России, в США, в Австрии и в Швейцарии. Но основным его местом все-таки была и есть Абхазия – родина Хиблы Герзмава. С 2001 года известная оперная певица привозила в Абхазию только самых именитых гостей-музыкантов: в разные годы сюда приезжали Государственный камерный оркестр под руководством маэстро Спивакова, легендарная Елена Образцова, Святослав Бэлза, Даниил Крамер, Денис Мацуев и многие другие. Именно этим жителям страны так полюбился фестиваль, и для послевоенной Абхазии он стал настоящим культурным прорывом и самым важным музыкальным событием.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия