В Южной Осетии продолжают обсуждать демарш парламента в отношении кабмина. Впервые в постсоветской истории югоосетинские депутаты признали деятельность правительства неудовлетворительной.
Российский политолог Владимир Новиков убежден, что недовольство парламента деятельностью правительства не будет иметь каких-либо юридических последствий для кабмина вроде отставки министров. Нерезультативно это предприятие и в контексте предстоящих в 2017 году президентских выборов, на которых главным оппонентом действующего президента Леонида Тибилова будет спикер парламента Анатолий Бибилов, говорит Владимир Новиков:
«Негативная оценка деятельности правительства носит ритуальный характер. Нужно было показать свое неудовольствие даже не правительству, а президенту и также избирателю и таким образом немножко подогреть свой рейтинг. Другое дело, что время выбрано не очень удачно – до выборов президента почти год».
В республике никто никогда не воспринимал правительство как некую команду реформаторов, эдаких чикагских мальчиков, и никакого экономического чуда от них не ждал. Это даже не правительство в полном смысле этого слова, но в большей мере некое ведомство по соисканию и освоению российских грантов под российским же контролем. Говорят, справляются неплохо – Счетная плата за растраты не ругает, Межправительственная комиссия отмечает, что стройка идет по намеченному плану или почти по плану.
И в то же время, говорит российский экономист, научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев, это правительство, от которого люди ждут создания более или менее приличного государственного сервиса. Граждане хотят почувствовать к себе внимание, благожелательность со стороны блюстителей государства. И это не вопрос дополнительных средств, законов или проектов, но человеческого отношения к своим согражданам, говорит Александр Караваев:
«Если мы видим, что люди, которые работают в правительстве, с пониманием относятся к запросам населения и пытаются не просто расположить к себе людей, но вдуматься в эти вопросы и предложить какой-то качественный ответ, тогда к этому правительству нет особых претензий, даже учитывая, что оно распоряжается не своими деньгами и сковано внешним контролем и внешними обязательствами».
Наверное, от критики правительства можно плавно перейти к критике органов местного самоуправления. Можно поговорить и о невозможности доказать свою правоту в суде, когда твоим оппонентом выступает чиновник или какое-то ведомство. А от несовершенства судебной системы можно перейти к злоупотреблениям правоохранителей. А от них – к парламенту, который обещал со всем этим безобразием разобраться и даже собирал одно время жалобы, но дальше пламенных речей у депутатов дело не пошло.
По словам Александра Караваева, в маленькой республике, где все друг с другом связаны, критика, как жидкость в сообщающихся сосудах: заливаешь в один сосуд – неизбежно перетекает в другой:
«Все это в общем-то понятно, учитывая маленькие масштабы Южной Осетии. И, в принципе, если учитывать необходимость какой-то внешней оценки и внешней критики, то тогда надо просто смириться с тем, что сейчас она имеет такие формы, а не те, что присущи более развитым и длительно существующим государственным образованиям. Коль скоро она сейчас таким образом сформирована в виде передачи меча от парламента к правительству или наоборот, то пускай они выполняют эту игру. Она будет их учить и поднимать качество их деятельности».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия