Вчера министр иностранных дел Абхазии Вячеслав Чирикба презентовал книгу, посвященную визиту в республику лидеров СССР и Кубы в 1963 году.
В мае 1963 года в Абхазию приехали Фидель Кастро и Никита Хрущев. Лидеры Кубы и СССР побывали в нескольких городах страны и на протяжении всего визита их сопровождали маршал Родион Малиновский, посол СССР на Кубе Александр Алексеев, первый секретарь ЦК КП Грузии Василий Мжаванадзе и первый секретарь Абхазского обкома Михаил Бгажба. Они также посетили село Лыхны, где важных гостей принимали и угощали в доме братьев Минаса и Махты Таркил.
Именно в селе Лыхны и были сделаны все фотографии, на основе которых составлен исторический альбом «Никита Сергеевич Хрущев и Фидель Кастро в Абхазии». Автором фотографий является Константин Таркил.
Идея издать альбом принадлежала министру иностранных дел Абхазии Вячеславу Чирикба. Впервые он увидел фотографии, сделанные известным абхазским фотографом Константином Таркил, в архиве семьи Лакоба. И они показались ему настолько интересными, что захотелось сделать их достоянием широкой общественности. Два года ушли на поиск средств, оцифровку старых фотографий, на написание и перевод текста (книга издана на двух языках: абхазском и испанском). И, наконец, альбом издали и представили публике.
Листая страницы альбома, зритель видит каждый шаг солидных визитеров. Вот они в окружении старейшин села сидят на абхазском застолье, где пьют вино из рога, вот фотографируются с местными жителями и наблюдают за сбором чая.
Предысторию визита в Абхазию лидеров СССР и Кубы рассказал на презентации Вячеслав Чирикба: «Есть такая историческая то ли басня, то ли реальный факт, сейчас трудно проверить. Началось все с того, что Хрущев отдыхал с Микояном на даче в Пицунде. И Микоян ему сказал: «Вы знаете, Никита Сергеевич, мы с вами лежим здесь на пляже, а на другой стороне из Турции на нас нацелены ракеты, которых у нас нет». Хрущев говорит: а как же так, давайте что-нибудь придумаем. Вот так возникла идея размещения ракет на Кубе. Был вызван Алексеев в Москву, был разговор долгий с Хрущевым. И Хрущев спросил, как отреагирует руководство Кубы на размещение наших ракет. Передано было это прошение, было совещание среди соратников Кастро и принято решение разместить ракеты на Кубе. Это было начало Карибского кризиса».
А в 1959 году Александр Алексеев был отправлен на Кубу под прикрытием корреспондента ТАСС. Ему была поставлена задача наладить контакты с руководством Кубы. Алексеев встретился с Че Геварой, а через него и с Фиделем Кастро. Оба выразили готовность строить социализм и сближать отношения с СССР. И через год состоялось взаимное признание, страны обменялись послами. В 1962 году послом СССР на Кубе стал Алексеев.
Карибский кризис разрешился, когда СССР и США договорились, что США выведет свои ракеты из Турции, а Россия – из Кубы.
Вячеслав Чирикба рассказывает: «Все эти переговоры шли за спиной у кубинцев. И когда кубинцы узнали, что принято решение совместно американцами и советскими лидерами о выводе ракет, они были в ярости. И чтобы впечатление сгладить, Хрущев написал большое письмо Кастро и пригласил его в Советский Союз. И действительно Кастро принял решение, поскольку кубинская революция должна была чем-то питаться, а единственным источником тогда был, конечно, Советский Союз. Без помощи Советского Союза и стран социалистического лагеря невозможно было удержаться, поэтому Кастро принял приглашение улучшить отношения и приехать в Советский Союз, несмотря на свою обиду. Это было через полгода после Карибского кризиса. Кастро прилетел на самолете в Мурманск, поскольку боялись, что его собьют американцы, и пробыл в СССР 35 дней. Посетил Волгоград, Москву, естественно, Ташкент, Братск, Киев, Тбилиси и Сухум».
Известный абхазский историк Станислав Лакоба лично знал первого секретаря Абхазского обкома Михаила Бгажба, сопровождавшего Хрущева и Кастро. От него он услышал немало историй, связанных с приездом лидеров СССР и Кубы в Абхазию. Он поделился воспоминаниями: «Михаил Тимурович был очень интересный человек. Рассказывал, я помню, о визите Фиделя Кастро. Там такой курьезный случай был, оказывается, им очень понравился сыр сулугуни. И тогда Хрущев говорит: «Отправить надо на Кубу несколько вагонов этого сыра». А Михаил Тимурович ответил, что если сейчас несколько вагонов отправить, то вся Абхазия без сыра останется и меня будут проклинать. В общем, Михаил Тимурович сделал так, что из Грузии, из Мингрелии этот сыр отгрузили. Он обратился к Мжаванадзе, и отправили на самом деле сыр на Кубу Фиделю Кастро. Михаил Тимурович вспоминал, что именно тогда в Грузии очень многие стали говорить: «Вива Куба, вава Цхакая», потому что вся Мингрелия осталась без сыра». («Вива, виват» – означает за здравие, а «вава» – за упокой).
Станислав Лакоба рассказал и еще одну забавную историю про сухумских лягушек. Фидель Кастро и Михаил Бгажба прогуливались по сухумской набережной и шли мимо Абхазского драмтеатра: «Кастро остановился, ничего понять не может, лягушки квакают там, где наши грифоны (известный сухумский фонтан). Михаил Тимурович был очень хитрый человек, и он тут же говорит: «Это наши музыкальные лягушки. Такой ансамбль. (Кстати, эта история у Фазиля Искандера описана.) Мы скрестили нашу крестьянскую абхазскую лягушку с французской и получили удивительный ансамбль!» Потом Бгажба увлекся и говорит: «Здесь у них даже есть дирижер!» Кастро удивился: «А где дирижер?» И Михаил Тимурович увидел большую жабу и показывает на нее. Кастро смотрит на нее и ничего понять не может. И вдруг Кастро говорит: «Но она лапками ничего не делает!» А Бгажба отвечает: «Но в этом весь секрет!» Кастро спрашивает: «Какой секрет?» Бгажба отвечает: «Она глазом дирижирует!»
На презентации также выступили археолог Олег Бгажба и Лариса Таркил, которой было всего 14 лет, когда в их доме в селе Лыхны появились Никита Хрущев и Фидель Кастро. По окончании презентации всем гостям раздали на память альбомы.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия