Сегодня стало известно, что сразу два министра правительства «Грузинской мечты» подают в отставку. Это министр обороны Тина Хидашели и госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили. Причина – партийная принадлежность. Оба министра – члены Республиканской партии, которая сегодня официально объявила о начале предвыборной кампании. Несмотря на желание «республиканцев», в правящей «Грузинской мечте» не захотели перед выборами иметь коалиционное правительство.
«Вот началось: мы, «республиканцы», начинаем предвыборную кампанию», – торжественным голосом сообщил сегодня спикер парламента Давид Усупашвили – «республиканец» под номером один.
В связи с этим его однопартийцам придется отказаться от министерских портфелей. Речь идет о министре обороны Тине Хидашели и госминистре по вопросам примирения и гражданского равноправия Паате Закареишвили. Но такой выбор они вынуждены были сделать не по своей воле:
«Мы были готовы, чтобы наши члены правительства оставались на своих должностях до конца выборов, и мы, «республиканцы», стартовали бы в предвыборной гонке без них. «Грузинская мечта» решила по-другому. Она сочла, что многопартийное коалиционное правительство в предвыборный период для нее неприемлемо».
У «республиканцев», кроме Хидашели и Закареишвили, в правительстве был еще один представитель – министр по охране окружающей среды Гигла Агулашвили. Но он решил сохранить за собой министерское кресло и, соответственно, пополнил ряды «мечтателей».
Замену Паате Закареишвили уже нашли. Его обязанности будет выполнять его заместитель Кетеван Цихелашвили. Что касается Тины Хидашели, по соглашению с премьер-министром Георгием Квирикашвили она сложит свои полномочия во второй половине июля, по возвращению из США. Этот визит связан с заключенным 6 июля меморандумом «Об усилении партнерства между США и Грузией в сферах обороны и безопасности».
«Надеюсь этот «развод» завершится мирно и успешно», – заявил один из лидеров «Грузинской мечты» депутат Гия Вольский. Он объяснил, почему «мечтатели» не захотели перед выборами иметь правительство с «республиканцами»:
«Это очень нормальный процесс, когда в предвыборный период первые лица той или иной партии, в данном случае – Республиканской, должны перейти в режим партийной работы».
К тому же Вольский напомнил об одном из предвыборных обещаний «Грузинской мечты»: в 2016-м баллотироваться отдельно, вне коалиции.
Впрочем, в действиях правящей силы президент Георгий Маргвелашвили увидел совсем другое. С его позицией ознакомила общество пресс-спикер президента Эка Мишвеладзе:
«Президент – главнокомандующий страны, и у него есть и будет свое соображение по поводу министра обороны. Принципом работы «Грузинской мечты» стало не объединение вокруг реформ, а личностное противостояние и ослабление демократических институтов. Такая повестка дня и вызвала в конечном итоге распад коалиции («Грузинская мечта»)».
Президент, по всей видимости, указал на то, что правящая сила не смогла сработаться еще с одним бывшим министром обороны, лидером «Свободных демократов» Ираклием Аласания, партия которого первой покинула коалицию, а потом и членом Республиканской партии Тиной Хидашели, на которую «мечтатели» оказывали особое давление. Примечательно, что после ухода «Свободных демократов» в разношерстной коалиции с четко выраженной прозападной позицией оставалась лишь Республиканская партия.
«Шла целенаправленная демонизация Республиканской партии», – считает политолог Алеко Квахадзе. По его мнению, в окончательном «разводе» бывших соратников точку поставили радикально настроенные «мечтатели»:
«Сегодня уже не стоит вопрос смены режима Михаила Саакашвили, нет фактора, сдерживающего две политические силы – «республиканцев» и радикально настроенных членов «Грузинской мечты». К тому же с учетом того, что у Республиканской партии по разным соцопросам низкий рейтинг среди избирателей (около 6%), лица, принимающие решения в «Грузинской мечте», решили, что это партия им больше не нужна и на выборы выйдут без нее».
По мнению Алеко Квахадзе, Республиканской партии будет очень сложно достичь желаемого результата на выборах. Их партийный символ – бык, готовящийся к прыжку (наступлению), как никогда отражает положение «республиканцев»: никто не знает, выйдут ли они победителями с поля «корриды» выборов, считает эксперт.