Более 150 пациентов из Абхазии в первые месяцы текущего года прошли лечение в тбилисском медицинском центре им. Гудушаури. По словам врачей, в последнее время количество обращений жителей территории, подконтрольной де-факто властям Абхазии, значительно увеличилось.
За плечами у Марины Гелантия долгие годы работы в больницах и клиниках разных городов Абхазии. Врач по профессии, она не раз занимала руководящие позиции во многих медицинских учреждениях. С тех пор, как ей пришлось покинуть Абхазию из-за начавшегося там вооруженного конфликта, она сменила несколько мест работы на подконтрольной грузинским властям территории. Сегодня она первый заместитель генерального директора тбилисского медицинского центра им. Гудушаури.
Когда Марина регистрирует новых пациентов, в первую очередь она обращает внимание на номер удостоверения личности. Если он начинается с цифры 62, значит, этот человек – беженец из Абхазии. К этим людям врач относится с особой теплотой, ведь, как говорит Марина, их «связывают общая беда и прошлое». Сложно бывает скрыть такое отношение и к абхазам, которые приезжают в Тбилиси за медицинской помощью, признается она.
Чаще всего такие пациенты приезжают в Тбилиси в крайних случаях, говорит Марина Гелантия:
«Сюда в основном приезжают пациенты, которые объездили разные города России, побывав до этого и в клиниках Абхазии. Когда они не получают желаемого результата, не идут на поправку, то с надеждой приезжают в Грузию. Хочу отметить, что приезжие из Абхазии пациенты и их сопровождающие ни разу не спорили насчет политики или по поводу всего произошедшего. Чаще у нас складываются такие отношения, что даже я забываю обо всем, что произошло в прошлом и что мне пришлось пережить».
Многие из пациентов даже по завершении лечения всячески поддерживают контакт с врачами. Оставляют люди и отзывы в специальной тетради. Глава хирургической службы Медицинского центра им. Гудушаури Зураб Тузбая зачитал съемочной группе «Эха Кавказа» одно из таких писем:
«Вот одно письмо: «Судьба меня свела с клиникой им. Гудушаури. Я привезла сюда маму безнадежно больной, и люди, которые меня здесь встретили с такой лаской, – настоящие специалисты своего дела. Мы очень долго мучились, обследовались в разных клиниках России. Но правильный диагноз нам поставили только в этой клинике. Поздравляю всех работников клиники с Днем матери. Пусть ваши мамы будут здоровы и счастливы вместе с вами и вашими детьми. Огромное спасибо всему медперсоналу».
Оказывается, в этой клинике работает более 30 вынужденно перемещенных из Абхазии специалистов. Среди них и профессор Реваз Сулухия:
«Я работал в гульрипшском родильном доме в 70-е, с 80-го по 93-й был главврачом родильного дома города Сухуми. Хоть это был и городской роддом, обслуживал он всю Абхазию. Мой отец тоже был одно время главврачом родильного дома Гудауты, потом в гульрипшской работал. Брат мой был главным психиатром Абхазии».
Немудрено, что найти общий язык с пациентами из Абхазии медперсоналу обычно удается довольно легко, говорит Реваз Сулухия, стоит лишь заговорить об общих знакомых и друзьях.
В последние годы таких пациентов в клинике не слишком много, но их число выросло за последние несколько месяцев. Своим предположением, почему так происходит, с «Эхом Кавказа» решила поделиться Марина Гелантия:
«Это люди, у которых сформировалось определенное мнение о Грузии, о проживающих на этой территории (подконтрольной грузинским властям) людях. Существует фактор страха, как, в принципе, и у местных жителей, которые ограничены в возможности передвигаться на их территорию. Так вот, после того, как они (пациенты из Абхазии) попадают к нам, видят всю эту заботу, уезжают отсюда удовлетворенными. Стараются еще больше сблизиться с нами. Один пациент в десять раз увеличивает количество людей, которые желают приехать на контролируемую Грузией территорию. Это маленькая, но все же возможность использовать эту сферу гражданской дипломатии для того, чтобы примирить наши народы, наших соседей, однокурсников, сослуживцев, людей, которых объединяла общая беда и которые радовались одному счастью».