Президент Рауль Хаджимба встретился с представителями Общественной палаты, чтобы обсудить предложения по реформе налоговой системы. Открывая встречу, президент выразил готовность к диалогу и охарактеризовал общественно-политическую ситуацию как «сложную, но не настолько, чтобы потерять управление страной».
Предложения комиссии по экономическому развитию озвучил Заур Шалашаа, доктор экономических наук. Он сообщил о том, что в Абхазии 21 вид налогов, из них 10 – республиканских и 11 – местных. Правительство начало реформу системы налогообложения с одного вида налога – на добавленную стоимость, но делать это надо было в комплексе.
Заур Шалашаа считает, что реформу надо было начинать с налога с физических лиц. До 1999 года в Абхазии его ставка была связана с прибылью: чем больше человек получал дохода, тем он больше платил. Шалашаа пояснил:
«В 1999 году мы ввели единую ставку налога 10%. В ней не учитывается разное социально-экономическое положение граждан: одни получают мизерные зарплаты и платят 10%, другие получают сверхдоходы и тоже платят 10%. Эту ставку нужно привязать к прожиточному минимуму, который у нас ежегодно рассчитывается. Второй вопрос – это внебюджетные социальные фонды, их у нас шесть. Насколько эффективно они выполняют свои функции, если малоимущие слои населения остаются неохваченными этими фондами? И третий вопрос: в 1994 году, когда мы ввели налогообложение доходов юридических лиц, в завуалированной форме в этом налоге существует двойное налогообложение, что является основной причиной ухода в тень…»
Для юридических лиц введен налог на прибыль в размере 18%, но при распределении чистой прибыли среди предпринимателей дополнительно уплачивается налог на предпринимательский доход в размере 15%. В то же время статья 6 закона «Об основах налоговой системы» запрещает двойное взимание налога.
О налоге на добавленную стоимость, который стал в Абхазии камнем преткновения для власти и бизнеса, Заур Шалашаа сказал:
«Протестные настроения некоторых предпринимателей были вызваны тем, что лица, которые открыто ведут свою хозяйственную деятельность, попадают в неравное (проигрышное) положение в сравнении с теми, кто каким-то непонятным образом завозит в Абхазию те же самые виды товаров. А наши государственные органы – местные и республиканские – это не отслеживают абсолютно. Считаем нужным установить три уровня ставок налога: 0%, как было в этом законе; 10% оставить необходимо по тем группам, которые определит кабинет министров, и еще 5% необходимо дополнительно определить».
Общественная палата также рекомендует пересмотреть в сторону увеличения специальный налог на отдельные виды деятельности и увеличить ставки акцизного налога на те подакцизные товары, которые производятся в Абхазии, чтобы защитить местных производителей.
Заур Шалашаа обратил внимание на то, что в Абхазии создано немало предприятий, зарегистрированных под общественные организации или на имя граждан Абхазии, имеющих налоговые льготы. Необходимо провести ревизию этих предприятий на предмет выполнения ими уставных обязательств.
Рауль Хаджимба согласился с тем, что работа внебюджетных фондов вызывает вопросы. В одночасье решить эту проблему невозможно, но у правительства есть планы по введению единого социального налога.
Ситуацию, связанную с введением ввозного налога на добавленную стоимость и большого числа налогов, Рауль Хаджимба прокомментировал так:
«Да, есть определенные сложности и схемы, которые, к сожалению, используют по сей день. Некоторым, наоборот, стало «полезным» для собственного кармана введение ввозного НДС. Те «тарифы», которые были ранее на таможне, стали еще больше, но они взимаются незаконно. И поэтому мы сегодня ставим вопрос, чтобы на границе при прохождении товаров была четкая картина оформления грузов. Буквально позавчера я встречался с представителями бизнеса, они готовы платить налоги, но чтобы эти деньги доходили до бюджета государства, а не шли в карман отдельно взятым чиновникам. К сожалению, это продолжает иметь место. Никто не говорит, что мы сделали все идеально. Надо работать, чтобы снять значительное количество налогов, имеющихся у нас. И на сегодняшний день есть соответствующие предложения по их сокращению».
После завершения темы налогообложения разговор переключился на проблемы туристического комплекса. Мнение президента совпало с мнением члена Общественной палаты Людмилы Лолуа, директора крупного пансионата в Пицунде. Она сказала, что самой острой является проблема энергоснабжения. Если позволить энергетической отрасли существовать в том же режиме, в каком она существует сейчас, сказал Хаджимба, через несколько лет мы останемся без энергетики. И будем вынуждены покупать энергию у наших соседей по ценам, которые не сравнить с теми, что есть сегодня. Только 30% потребителей оплачивают электроэнергию. Правительство объявило «электрическую амнистию», согласившись простить все долги при условии, что граждане и предприятия оплатят свою задолженность за последние два года. Однако эта мера ничего не дала. Самыми добросовестными плательщиками в стране являются пенсионеры и жители Гальского района.
Елена Кобахия проинформировала президента о разработанной комиссией по образованию концепции детского и молодежного отдыха. В летнее время все школы и детские учреждения закрываются и сокращаются возможности для организации досуга. Предложения Общественной палаты, сказала она, позволяют решить эту проблему.
В социальных сетях появилась видеозапись того, как один из абхазских министров распекает своих подопечных и грозит им увольнением, если они примут участие в референдуме о доверии президенту. Члены общественной палаты поинтересовались, почему должностное лицо позволяет себе угрозы в адрес подчиненных и превращает референдум в театр абсурда?
Рауль Хаджимба на это ответил:
«Театр абсурда начался не сегодня, театр абсурда начался уже давно. А что касается тех же документов и подписей, которые были собраны, то значительная часть этих подписей нарисована. Это даже доказывать не нужно, прямо пофамильно поставлены подписи одним почерком, одни и те же фамилии… они даже не удосужились их изменить. Если фамилия начинается с букв «Р», «Х» или «Д», то в подписях этих букв нет. Или один человек расписался за всех членов семьи. Я задавал вопрос тому же Баталу Ивановичу (Табагуа, председатель ЦИК): «Каким образом проводилась соответствующая проверка собранных подписей? А никаким. Просто аппарат (ЦИКа) проверил и все. Но, если бы даже одна оставшаяся подпись была действительной, я бы все равно назначил референдум, поэтому у меня сегодня нет цели и задачи мешать кому-то».
Хаджимба сообщил, что распорядился выделить 9,5 млн рублей на проведение референдума.
«С юридической точки зрения к референдуму много вопросов, но я согласился на его проведение, чтобы снять напряжение в обществе», – сказал президент и попросил не нагнетать ситуацию вокруг предстоящего плебисцита.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия