Спала футбольная эйфория в связи с проведением в Абхазии ЧМ по версии СоnIFA и победой на нем абхазской сборной, и мыслями общества безраздельно завладела тема назначенного на 10 июля референдума о досрочных президентских выборах.
После подписания 1 июня президентом Раулем Хаджимба на встрече с общественностью указа о проведении референдума абхазское интернет-сообщество бурно обсуждало это решение, однако официального отклика оппозиционных сил, которые и инициировали референдум, пришлось ждать почти неделю. Очевидно, те, кто должен был отреагировать, собирались с мыслями. И только во вторник 7 июня было опубликовано открытое письмо президенту Абхазии Раулю Хаджимба председателя инициативной группы по проведению референдума Даура Тания. Оно начинается словами:
«Господин Президент! Решение о назначении референдума считаем правильным. Иного от Главы абхазского государства могли ожидать люди, далекие от понимания права и законов. Вместе с тем хотим обратить Ваше внимание на то, что во время принятия решения были допущены серьезные нарушения законодательства». И далее он выразил недоумение в связи с рядом заявлений Хаджимба на его встрече с общественностью 1 июня. В частности, президент тогда сказал: «Мы могли бы оспорить подлинность собранных подписей, добиться отмены решений ЦИК в судебном порядке и отказать в проведении голосования. Но я не буду этого делать, так как прекрасно понимаю, что инициаторы проведения референдума рассчитывают не на положительный итог референдума, а на отказ в его проведении, надеясь использовать данное решение для дестабилизации обстановки».
Непонятно, пишет Тания, почему такая сомнительная, с точки зрения закона, мысль была высказана. И продолжает:
«Как грубое нарушение, воспринимается гражданами истребование копий подписных листов Администрацией Президента, якобы по вашему поручению. Хотелось бы знать, кто и когда наделил Администрацию Президента такими полномочиями, для каких целей были истребованы ксерокопий подписных листов».
И еще:
«Вызывает недоумение выступление юриста, в Вашем присутствии заявившего о том, что итоги референдума необязательны для исполнения. Общественность задается вопросом: «Для чего назначено мероприятие государственного масштаба, если его итог не будет реализован?»
Даур Тания в своем письме выдвинул ряд условий, необходимых, на его взгляд, для того, чтобы всенародное голосование состоялось в строгом соответствии с законом. Он назвал эти условия одновременно и вопросами и предупредил, что, если инициативная группа до 14 июня не получит ответы на них, «мы обратимся к поддержавшему нас Блоку оппозиционных сил с просьбой о срочном созыве внеочередного съезда для решения вопроса дальнейших действий». (Очевидно, тут имелся в виду совместный съезд входящих в блок сил, но тогда слово «внеочередной» явно не к месту.) Не дожидаясь вторника 14 июня, пресс-служба президента РА отреагировала сегодня около полудня комментарием, озаглавленным в ГИА «Апсныпресс» «Ультиматумы в адрес Главы государства неприемлемы!»
Так что же это за вопросы-условия и каковы на них ответы исполнительной власти?
Продлить срок действия паспортов граждан Республики Абхазия до конца 2016 года и разрешить по ним принять участие в голосовании.
Пресс-служба президента по этому поводу отвечает «гражданину Д. Тания» (именно так, как частному лицу, поскольку деятельность инициативной группы прекращается после направления ЦИК Абхазии президенту итогового протокола и требования о проведении референдума), что в указе президента РА о назначении референдума Министерству внутренних дел было поручено организовать замену паспортов, срок действия которых истек, без взимания платы.
Считаете ли Вы бесспорным основанием для проведения референдума представленные ЦИК подписные листы? Если нет, поручить компетентным органам проверку на подлинность всех подписей граждан поименно, указанных в подписных листах, с участием представителей ЦИК и инициативной группы.
В комментарии пресс-службы говорится, что «многочисленные нарушения, допущенные при сборе подписей, могут быть выявлены и без проведения почерковедческой или иной специальной экспертизы. Тем не менее президент принял решение о назначении референдума и отменять свое решение не намерен.
Официально заявить: будет ли назначено проведение досрочных выборов Президента Республики Абхазия, если за такое решение проголосует большинство граждан на референдуме?»
В комментарии пресс-службы говорится:
«Напоминаем, что в соответствии со статьей 6 Конституционного закона «О выборах Президента Республики Абхазия» назначение выборов Президента, в том числе досрочных, не является полномочием Президента, а отнесено к компетенции законодательной ветви власти – Парламента. В своем же обращении к общественности Президент заявил, что примет любое решение своего народа».
Опубликовать итоги референдума в соответствии со статьей 30 Закона Республики Абхазия «О всенародном голосовании (референдуме)».
В комментарии пресс-службы говорится:
«Как должно было быть известно Д. Тания, в соответствии с Законом итоги референдума доводятся до сведения населения Центральной комиссией референдума через средства массовой информации».
И в завершение пресс-служба в своем комментарии обращается к теме о законности запроса администрации президента копий подписных листов у председателя ЦИК для ознакомления с ними главы государства. И задается вопросами:
«Какой закон или иной нормативно-правовой акт был этим нарушен? Может, по мнению гражданина Д. Тания, подписные листы отнесены законом к секретной информации, а деятельность ЦИК является закрытой?»
Вчера, еще до появления комментария пресс-службы президента, я разговорился в ходе частной беседы с одним активным сторонником политической оппозиции. Мы говорили о письме Даура Тания, и я поинтересовался, о каком съезде в нем идет речь. «Ну, это будет внеочередной съезд партии «Амцахара» с участием других оппозиционных сил», – уточнил собеседник. И продолжил: «И там мы примем решение». «Подожди, – удивился я, – но если это будет решение об отказе от референдума, то оппозиция очень уронит свой имидж». Он высказал мнение, что такого отказа не будет.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия