Президент Георгий Маргвелашвили до 3 июня должен либо наложить вето на принятые парламентским большинством поправки к закону «О Конституционном суде», либо одобрить их. Противники поправок – отдельные политики и профильные НПО, считают, что новшества парализуют работу Конституционного суда. Не одобряют изменения и в Венецианской комиссии.
«Пусть нас рассудит Венецианская комиссия», – такую попытку апеллировать к консультативному органу по конституционному праву Совета Европы – той самой Венецианской комиссии – нередко можно услышать в Грузии, когда речь заходит о принимаемых властями противоречивых законопроектах. Тем не менее многим наблюдателям трудно вспомнить, чтобы в Грузии спрашивали мнения у Венецианской комиссии об уже принятом законе. Но это произошло с пакетом поправок к закону «О Конституционном суде». 14 мая парламентское большинство в ускоренном режиме приняло поправки, меняющие правила работы и избрания судей Конституционного суда без учета мнения Венецианской комиссии.
Недовольство оппонентов власти и представителей профильных НПО вызывал тот факт, что большинство вообще не стало обсуждать эти поправки с заинтересованными сторонами и сам проект поправок обнародовало в день первого чтения. Ознакомившись с ним, правозащитники заключили, что «новые правила парализуют работу Конституционного суда» и направлены на то, чтобы «дожать» действующих судей КС, назначенных в годы правления «Нацдвижения» и принявших неугодные для «Грузинской мечты» решения.
Мнением европейских специалистов поинтересовался президент Георгий Маргвелашвили. Направленный ему парламентом уже утвержденный закон на подпись он переслал Венецианской комиссии.
«Там разделяют опасения грузинских правозащитников», – заявил сегодня советник президента Каха Кожоридзе:
«В Венецианской комиссии считают чрезмерным повышение кворума для принятия решений. Предлагается согласие 2/3 состава судейского пленума из девяти человек – это ограничит эффективную работу суда. И в рекомендациях комиссии однозначно сказано, что кворум нужно сократить».
Да и другие решения пленума не будут действительны, если в заседании вместо нынешних шести не будут участвовать семь членов пленума. (Сегодня какую-либо оспариваемую норму до окончательного решения может приостановить коллегия из двух судей.)
В Венецианской комиссии поддержали грузинских правозащитников и по другому вопросу, согласно которому судье Конституционного суда за три месяца до истечений полномочий запрещается брать на рассмотрение новое дело. Это парализует работу суда, говорит представитель Центра конституционных исследований Университета Ильи Георгий Мумладзе, поскольку из девяти членов судейского пленума у четырех, в том числе у главы КС Георгия Папуашвили, срок полномочий истекает в сентябре 2016 года:
«Из девяти только пятеро могут взяться за дело. А пленум считается действенным, если в нем участвуют семь судей. Получается, что последующие три месяца рассматриваемые дела повиснут в воздухе».
Законопроект в парламенте не поддержали «республиканцы», «националы» и «Свободные демократы». Если президент наложит вето, они не будут принимать участие в попытках парламента его преодолеть. Необходимые для этого 76 голосов у «Грузинской мечты», впрочем, есть и без них. Тем не менее сегодня «мечтатели» не были столь решительны, как прежде, когда речь заходила о преодолении президентского вето. Один из авторов законопроекта Эка Беселия отметила, что в целом Венецианская комиссия положительно оценивает пакет поправок:
«Есть несколько вопросов, кажется три, по которым наши мнения расходятся. И мы можем это обсудить. По поводу дальнейших действий у нас пока позиции нет».
Парламентская оппозиция ждет от президента, что он наложит вето на утвержденный закон и направит в парламент мотивированное письмо. Однако такой вариант профильные НПО считают пустой тратой времени. Они советуют президенту обжаловать новые правила в Конституционном суде. Президент должен принять решение до 3 июня.