Accessibility links

Референдум решили отодвинуть


Буквально вчера вся республика требовала референдум, а теперь мнение избирателя неочевидно, общественное мнение – неподготовлено
Буквально вчера вся республика требовала референдум, а теперь мнение избирателя неочевидно, общественное мнение – неподготовлено

В Южной Осетии продолжают обсуждать перенос референдума по вхождению в состав России на 2017 год. Югоосетинские власти накануне объявили, что он состоится после президентских выборов.

Референдум решили отодвинуть на 2017 год. И это в лучшем случае. Судя по характеру выступлений на политсовете, не исключено, что о нем и вовсе постараются забыть. С чего бы это? Ведь тема референдума занимала центральное место во внутриполитическом дискурсе Южной Осетии с начала 2014 года. На теме референдума с последующим присоединением к России построила свою избирательную кампанию партия «Единая Осетия» и одержала убедительную победу на парламентских выборах. Вскоре после формирования законодательного собрания лидер «Единой Осетии», уже спикер парламента Анатолий Бибилов, обратился к президенту с призывом или даже требованием провести плебисцит в ближайшее время.

Референдум решили отодвинуть
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:35 0:00
Скачать

Да и сам президент вознамерился даже изменить Конституцию, чтобы провести плебисцит. Причем Леонид Харитонович настаивал, что это необходимо сделать непременно до президентских выборов, в августе, чтобы этот архиважный для республики вопрос не стал предметом спекуляций на выборах и не мешал избирателю определиться с предпочтениями. Т.е. все чиновники и «лицензированные» эксперты в один голос трубили о судьбоносности этого шага, который ни в коем случае нельзя откладывать на потом… И вот тебе!

В принципе, не секрет почему. Москва не хочет этого референдума и не раз это демонстрировала. Присоединять Южную Осетию никто не собирается, а раздражать окружающий мир без причин, по крайней мере, нерационально. Кроме того, неясно, что из него получится. Мнение избирателя по этому вопросу неочевидно. А вдруг права шеф Избиркома Белла Плиева, и за присоединение выскажутся жалкие 51%, или того хуже – большинство выскажется за независимость? А это уже будет восприниматься не как внутреннее дело южан, но как пощечина проекту российской привлекательности. Одно дело, «извините, но принять вас не можем», и совсем другое «а мы и не хотим». И что тогда делать, как избежать позора? Рисовать итоги, как на парламентских выборах? Спрашивается, зачем такой раздражитель для избирателя перед выборами президента?

Есть в этом еще и недоверие Москвы к югоосетинским элитам, отсутствие уверенности, что они смогут получить нужный результат без скандалов и ненужных приключений. Не сморозят, как с новым интеграционным договором, когда югоосетинские бюрократы составили документ, который противоречит конституции и России, и Южной Осетии. Т.е. даже если предположить, что Москва была бы не против проведения плебисцита, то, наверное, ей пришлось бы взять его подготовку под плотный контроль. А это сейчас тоже не с руки – осенью выборы в Государственную думу. Они должны стать безупречными, прозрачными, убедительными и для друзей, и для недругов. Времена впереди сложные, поэтому никаких сомнений в легитимности органов российской власти быть не должно. Работы громадье, отвлекаться на югоосетинский плебисцит не время. Поэтому немудрено, что югоосетинским товарищам пришлось сворачивать эту тему.

При этом сказать, мол, Москва запретила, – невозможно. Все-таки они независимые политики суверенного государства.

Сказать другую половину правды, мол, извините, два года морочили вам голову всякой популистской ерундой, вместо того, чтобы обсуждать действительно насущные проблемы республики? Понапридумывали, понагородили, пора с этим делом завязывать? Так тоже невозможно. Все-таки через год выборы, кто же будет голосовать за несамостоятельных политиков или популистов? Куда не глянь – репутационный ущерб.

Но выход, похоже, все-таки нашли. Оказывается, мужики в районах только и говорят, что о преждевременности референдума. Вот два с половиной года подряд все были за незамедлительный референдум, а теперь вдруг решили, что пока рано. А к мнению народа, как известно, власти прислушиваются. Выступления на политсовете изумляют. Как одними и теми же словами, с одними и теми же мотивациями и с одинаковой пылкостью можно утверждать прямо противоположные вещи. Вот буквально совсем недавно все ими перечисленное плохое могло случиться, если референдум не провести до выборов, а теперь – после выборов. Буквально вчера вся республика была за и требовала референдум, а теперь мнение избирателя неочевидно, общественное мнение – неподготовлено.

И выглядит все это действо даже не как упражнение в риторике, когда оратор по заданию учителя защищает то одну точку зрения, то другую. Со стороны это выглядят как беспринципность и неуважение к избирателю. Товарищи даже не потрудились внятно объясниться с согражданами. Провели формальное мероприятие, типа пришли к выводу, якобы приняли решение.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG