Accessibility links

НПО: Власть пытается «дожать» действующих судей КС


Грузинские правозащитники и оппозиционеры считают, что, пытаясь провести эти изменения, власть пытается «дожать» действующих судей Конституционного суда
Грузинские правозащитники и оппозиционеры считают, что, пытаясь провести эти изменения, власть пытается «дожать» действующих судей Конституционного суда

Сегодня президент Грузии Георгий Маргвелашвили начал консультации с представителями гражданского сектора, чтобы помешать планам правящей силы «Грузинская мечта» изменить принцип работы Конституционного суда. Соответствующий пакет поправок к закону «О Конституционном суде» парламентское большинство в спешном порядке утвердило на пленарном заседании 14 мая. Противники изменений считают, что новые правила парализуют работу Конституционного суда.

Президент Георгий Маргвелашвили ждет, когда парламент направит к нему пакет поправок к закону «О Конституционном суде». Парламентское большинство в третьем чтении 14 мая в ускоренном порядке утвердило новые правила работы Конституционного суда. После их вступления в силу председателя КС будут выбирать сами судьи, и в этом процессе больше не будут принимать участия ни президент, ни парламент, ни Верховный суд, как это происходит сейчас. Тем не менее президенту, как и представителям профильных НПО, это изменение, исключающее обширные консультации и участие всех ветвей в процессе, кажется самым безобидным. Их настораживают другие поправки, и прежде всего – повышающие барьер кворума для принятия решений.

НПО: Власть пытается «дожать» действующих судей КС
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:24 0:00
Скачать

Если сегодня какую-либо оспариваемую норму до окончательного решения может приостановить коллегия из двух судей, то по новым правилам для этого будет необходимо согласие 2/3 состава судейского пленума из девяти человек. Да и другие решения пленума не будут действительны, если в заседании вместо нынешних шести не будут участвовать семь членов пленума. Такой высокий барьер для принятия решений противоречит международным стандартам, заявляют правозащитники. Их возмущение вызывает и то, что судьям Конституционного суда новые правила запрещают брать новые дела за три месяца до истечения десятилетнего срока полномочий. Все это может парализовать работу Конституционного суда, говорит представитель Ассоциации молодых юристов Георгий Гоциридзе:

«Это искусственные барьеры. По нынешним правилам, если судья ведет дело, он завершает его, из-за чего срок его полномочий может продлиться на несколько месяцев. Новые правила это исключают, получается, что не доведенное до конца дело должен взять новый судья, которому придется изучать дело заново, чтобы разобраться в вопросе. И еще. Эти поправки дают судьям возможность манипулировать процессами, не являться на пленарное заседание, если они не разделяют мнение большинства судей, и таким образом препятствовать решениям, неугодным властям».

Правозащитники и оппозиционеры считают, что, пытаясь провести эти изменения, власть пытается «дожать» действующих судей Конституционного суда. Ведь «мечтатели» жестко критиковали их как кадры бывшей партии власти «Нацдвижения», когда КС принимал решения по нашумевшим делам. Это такие решения, как признание незаконным содержание под стражей более девяти месяцев бывшего мэра Тбилиси Гиги Угулава, или приостановление решения судьи первой инстанции по делу «Рустави 2», которое касалось ареста счетов телекомпании и назначения там временных управляющих. Об этом вспоминали сегодня представители правозащитных НПО в ходе консультаций с президентом Георгием Маргвелашвили. Участники встречи искали пути эффективного противостояния планируемым изменениям. О позиции правозащитников рассказал представитель НПО «Демократическая инициатива Грузии» Георгий Мшвениерадзе:

«Наша власть попробовала использовать много механизмов, чтобы осуществить давление на Конституционный суд. Организовывали даже акции протеста против них. С учетом этого, если президент наложит вето на поправки, его легко преодолеет большинство. Лучше если президент даст нам время, чтобы мы основательно подготовили иск и обжаловали его в Конституционном суде».

Парламент в течение недели должен переслать президенту утвержденный пакет поправок. Президент же в свою очередь в течение 10 дней должен вернуть либо документ с подписью, либо наложить на него вето. Правозащитники хотят успеть до начала парламентских выборов. Ведь новые правила растянут во времени и те иски, которые могут возникнуть в ходе выборов и подсчета голосов.

XS
SM
MD
LG