Российский президент Владимир Путин подписал закон о ратификации договора о государственной границе между Россией и Южной Осетией. Соответствующий закон был принят Госдумой 15 апреля, позже, 20 апреля, он был одобрен Советом Федерации. Наблюдатели отмечают символическое значение документа на фоне подготовки в Цхинвале референдума о присоединении к России.
По словам российского политолога Владимира Новикова, совершенно очевидно, что ратификация соглашения о государственной границе расставляет все точки над i в межгосударственных и международно-правовых отношениях России и Южной Осетии. Россия признает Южную Осетию как независимое государство и имеет с ней дело именно в этом качестве. А теперь, говорит Владимир Новиков, возникает вопрос, что это означает на уровне символическом, потому что у каждого политического события есть свой подтекст:
«На уровне символическом это означает, что Москва показывает силам в Цхинвале, в первую очередь партии, возглавляемой спикером югоосетинского парламента, что объединительные инициативы – это не то, что Москву интересует. При этом Москва демонстрирует, что она готова идти очень далеко в проектах развития инфраструктуры республики. Можно вспомнить, как у Леонида Тибилова сразу после общения с Владимиром Путиным состоялась встреча с главой «Газпрома» Алексеем Миллером, по результатам которой была озвучена программа газификации двухсот сел Южной Осетии. Что означает просто прорыв в развитии этой территории».
По мнению югоосетинского эксперта Роланда Келехсаева, на фоне подчеркнуто прагматичного подхода Москвы во взаимоотношениях с Южной Осетией вся эта пылкая, романтическая история с референдумом о присоединении выглядит как преднамеренный спектакль, который разыгрывает президент Тибилов. Цель этого действа, считает Роланд Келехсаев, продемонстрировать нереалистичность проекта присоединения и убрать эту тему из повестки дня республики к выборам президента 2017 года:
«Думаю, к выборам президента все популистские лозунги будут израсходованы и кандидатам нужны будут уже какие-то другие козыри. Даже не то, какие у них отношения с московскими патронами, но что они могут там, в Москве, добыть для республики, для удовлетворения ее сегодняшних нужд. Вопрос стоит так: какую конкретную пользу нам принесут ваши отношения с москвичами? И здесь пока главное достижение года – это договор о газификации двухсот сел. Надо только будет продемонстрировать начало процесса, показать, что это не просто красивая бумага, но конкретное дело».
Это своевременная смена дискурса, считает Роланд Келехсаев. Избирателю больше неинтересно слушать истории об исключительной республике, находящейся в исключительных обстоятельствах. Неинтересно слушать о глобальных геополитических проблемах, в центре которых якобы находится республика. Ему хочется говорить о вещах более приземленных, практических – о решениях его жизненных проблем и достижениях, которые можно потрогать руками.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия