Сегодня в Сухуме по инициативе Министерства культуры Абхазии прошло расширенное заседание научно-методического совета по вопросу строительства ресторана на территории музея-заповедника «Сухумская крепость». Минкульт отказался пролонгировать договор с ООО «Абхазская Ривьера», ранее получившим соответствующее разрешение. В обсуждении принимали участие представители общественности, выступившие против строительства, а также директор «Абхазской Ривьеры» Алиса Гулария, которая, впрочем, отказалась огласить свою позицию.
Напомню, что в 2011 году Государственное управление охраны историко-культурного наследия и ООО «Абхазская Ривьера» заключили охранно-арендный договор сроком на 49 лет, согласно которому этой коммерческой организации было дано разрешение построить ресторан на юго-западной башне Сухумской крепости. Причем под ресторан было отведено 650 кв. метров площади уникального музея-заповедника, единственного в Абхазии памятника, который отражает исторический период длиною в две тысячи лет.
Встречу вел заместитель министра культуры Батал Кобахия. Он сразу предупредил присутствующих о том, что представители «Абхазской Ривьеры» сами обратились с просьбой пролонгировать договор. На протяжении девяти лет они выполняли все требования госорганов, заказали и представили четыре проекта реконструкции башни и строительства ресторана, заплатив за них около 15 млн рублей. При заключении договора были допущены многочисленные нарушения, за которые должны нести ответственность не арендаторы, а должностные лица.
Кобахия попросил присутствующих дать принципиальный ответ на вопрос: «Согласны ли они с тем, что объекты особой значимости, охраняемые законом, будут передаваться коммерческим организациям под гостиницы и рестораны?»
Мнения специалистов разделились. Историк и депутат Сергей Шамба поддержал идею строительства ресторана, он считает, что в противном случае город будет иметь «развалины, изуродованные предыдущим строительством ресторана в советское время». Депутат Ахра Бжания напомнил о мировой практике использования памятников, он считает, что ресторан поможет раскрыть исторический объект и показать его людям. Он призвал стороны к компромиссу. Архитектор Тимур Зантария тоже поддержал идею компромисса.
Археологи Олег Бгажба и Алексей Габелиа не стали возражать против строительства ресторана на исторической башне. Они уверены, что, если ее не закрепить и оставить как есть, море размоет основание башни и она рухнет.
Все сторонники строительства ресторана возлагали надежды на то, что «Абхазская Ривьера» должным образом позаботится о сохранности исторического памятника и займется его восстановлением.
Археолог Игорь Цвинария, искусствовед Сурам Сакания и художник Адгур Дзидзария выступили категорически против строительства ресторана на развалинах Сухумской крепости, они считают, что восстановлением объекта должны заниматься не представители бизнеса, а ученые и специалисты.
Главный архитектор города Тамара Лакрба ни за что бы не согласилась на строительство ресторана на территории Сухумской крепости, если бы была надежда на то, что правительство возьмет на себя заботу об этом памятнике и будет его реставрировать или консервировать. Но она предупредила арендаторов: «Люди, которые там хотят строить, понимают, что там будут очень большие гидротехнические работы и огромное затраты денег? Если этого не будет, если мы не увидим проект гидротехнических сооружений на восстановление, тогда, я думаю, что мы не можем разрешить. А то, что будет уже сверху построено, на это пусть они создадут очередной проект, потому что то, что я видела, – это ужасный, громадный и мощный проект, позволить такое строить мы не можем».
Министр культуры Эльвира Арсалия сообщила о том, что не было ни одного обращения в правительство по поводу сохранения этого памятника, ни одного проекта, поэтому говорить о том, что государство не будет заниматься его сохранением, нет оснований. Ресторан «Диоскурия» по воле случая стал первым объектом, который привлек внимание охранного ведомства, после чего специалисты министерства обнаружили еще около 20 подобных договоров, составленных с такими же нарушениями закона.
Мнение общественности выразила Надежда Венедиктова, писатель и публицист, она сказала: «У нас выросло за послевоенное время уже несколько поколений, которые знают Сухум только изувеченным. Не тем городом-красавцем, которым он был какое-то время, а вот среди развалин и мусора выросло несколько поколений. Они же должны гордиться своим городом, своей столицей! Что мы им предлагаем? Я ничего не имею против ресторанов. Но рестораны строятся все время, одним больше, одним меньше, это не так принципиально. Но это – уникальное место. У нас на набережной, что, так много исторических памятников вот такого значения? Давайте думать о том, что наши горожане должны от чего-то отталкиваться в своей исторической гордости. Давайте мы сейчас расставим приоритеты: мы хотим гордиться своей столицей? Мы хотим гордиться ее многовековой и тысячелетней историей или мы просто хотим ходить и красиво кушать? Давайте это уникальное место сохраним в его первозданности!»
Начальник правового отдела кабинета министров Лаша Цаава сообщил, что эта история тянется много-много лет, а он «много лет обеспечивал юридическое сопровождение объекта, и арендаторы прошли все муки ада и бюрократии» и затратили много средств. Теперь кидать своих граждан государство не может. Можно расторгнуть договор и компенсировать затраты, но это не решит вопрос сохранности памятника, а у государства денег на это нет.
Осталось непонятным, был ли Цаава в курсе существования постановления кабинета министров «Об утверждении инструкции о порядке учета объектов историко-культурного наследия» от 2003 года, в соответствии с которым объекты, находящиеся в руинированном состоянии и имеющие особое значение, могут использоваться только в научных и исследовательских целях. Это означает, что хозяйствующие субъекты вроде гостиниц и ресторанов на их территории строиться не могут.
Представители общественности выразили сомнение в объективности начальника правового отдела кабмина, у них есть информация, что Цаава является заинтересованной стороной в этом вопросе.
Представитель администрации президента Ираклий Хинтба сообщил присутствующим о позиции президента Рауля Хаджимба, к которому обратились представители общественности с просьбой о сохранении памятника культуры. Все спорные вопросы должны решаться в судебном порядке, сказал он, а мнение общественности должно быть принято во внимание. Президент считает, что такой порядок решения проблемы положит начало процессу приведения в соответствие с действующим законодательством всех вопросов в сфере охраны памятников историко-культурного наследия.
Встреча длилась более трех часов, страсти кипели и эмоции порой зашкаливали.
Итог обсуждению подвел Батал Кобахия, он сказал: «В интересах ваших и наших дать правовую экспертизу всего, что было сделано. Единственный, кто может это сделать, – это суд. В законном порядке. У нас с Эльвирой Анатольевной единственный выход в этой ситуации, поскольку договор был подписан Управлением (по охране историко-культурного наследия), а мы являемся его продолжателями, но несколько в ином измерении. Мы должны пролонгировать этот договор, но мы отказываемся его пролонгировать! А ваше право, как арендаторов, добиваться соблюдения своих прав в том или ином порядке. Только таким образом мы с вами сможем сохранить наше культурное наследие, сохранить наше лицо…»
Государственное ведомство впервые заняло столь твердую и принципиальную позицию в вопросе охраны памятников и поддержало инициативу общественности. Руководство Минкульта выразило готовность так же принципиально рассмотреть и другие ситуации, связанные с использованием памятников историко-культурного наследия.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия