На днях заместитель администратора Агентства США по международному развитию USAID Томас Мелиа в рамках Хартии стратегического партнерства США и Грузии принял участие в работе группы по вопросам экономики, торговли и энергетики. 13 апреля он посетил Гори. Томас Мелиа побывал и у де-факто границы Южной Осетии. Мы побеседовали с ним в НПО «Центр гражданского демократического вовлечения».
Томас Мелиа: В первую очередь хочу сказать, как мне приятно снова быть в Гори. Я пару лет тому назад уже был здесь (в ранге заместителя помощника государственного секретаря США). У меня было несколько причин приезда в этот очень важный город. Хотел побывать у административной разделительной линии и увидеть печальный результат ограждения. Оно отделяет фермеров от собственных полей, соседей – друг от друга. Хотел также посмотреть, как продвигается вперед дело, начатое правительством США, – это помощь фермерам, проживающим вдоль разделительной линии, с целью оживить их существование, предоставляя им возможность экономического развития. Мы будем помогать семьям, проживающим вдоль этой линии, и после снятия ограждений и установления мира на всей территории Грузии. В этом отношении осуществляются очень интересные проекты. Мы сейчас вернулись из Центра по обслуживанию фермеров «АгроКартли», он был создан в рамках проекта USAID. Это инновационный центр. Там фермеров не только обеспечивают сельскохозяйственной техникой, но и предоставляют кредитно-финансовые услуги. Есть и учебный центр, в котором их обучают, как грамотно использовать технику, использовать удобрения, как улучшить качество производимой ими продукции, что позволит им вынести ее на международный рынок и успешно реализовать. Так что было интересно увидеть, как грузины пользуются той международной помощью, которую им оказывает и правительство США.
Мзия Паресишвили: Между тем по другую сторону административно-разделительной линии власти де-факто республики Южная Осетия планируют провести референдум о присоединении к РФ. Восемь лет назад в августе была российско-грузинская война, после чего Россия признала независимость двух отколовшихся от Грузии регионов – Абхазию и Южную Осетию. Все это очень тяжело воспринимается грузинским народом, правительством, которое старается наладить конструктивный диалог с Россией в формате встреч Абашидзе-Карасина, а в рамках Женевских дискуссий ищет пути мирного урегулирования конфликтов. Что бы вы сказали по этому поводу, вы упомянули международную помощь, которая Грузии очень нужна…
Томас Мелиа: Позвольте сказать пару слов, особенно тем людям, которые живут в Южной Осетии и задумываются о своем будущем. Если объехать Южную Осетию, то с окрестных холмов отчетливо видно, что ее естественный товарный рынок, торговые партнеры находятся здесь, в Грузии. Для людей в Южной Осетии дешевле и прибыльнее было бы иметь торговые отношения с соседями по эту сторону административной границы, как это происходило раньше веками. Искусственно возведенная разделительная линия между Южной Осетией и остальной Грузией – печальное вмешательство в нормальную жизнь людей. Думаю, если люди, проживающие в Цхинвали и в его окрестностях, обратят свои взоры на юг, они увидят, что у фермеров и просто жителей Горийского района большие экономические возможности. Было бы важно, если бы лица, имеющие сегодня власть в Южной Осетии, стали искать пути нормализации отношений со своими соседями в Грузии. Мы, в свою очередь, продолжим экономическую поддержку Грузии и хотим, чтобы в это были также вовлечены бенефициары из Южной Осетии.
Мзия Паресишвили: В этом регионе мы видим не только присутствие российских военных сил, но и влияние российской «мягкой силы». Хотя, надо сказать, что это чувствуется не только здесь, в Гори, но и в остальных регионах Грузии. Есть опасения, что российская пропаганда повлияет на настроения в Грузии и заставит ее свернуть с пути интеграции в евроатлантические структуры, отвернуться от демократических ценностей. Что, по вашему мнению, должны предпринять в ответ граждане Грузии, ее правительство?
Томас Мелиа: Пропаганда искажает жизненные факты. Очень важно, чтобы у каждого была возможность отличить ложь от реальности. Реальность же такова: Грузия стремится к благополучию, к политической стабильности. США остаются верными сторонниками интеграции Грузии в трансатлантические объединения. Это объединения вокруг ценностей, где личные права человека защищены, где голос народа слышен, где люди могут конструктивным путем влиять на правительство, где есть растущие экономические возможности, в том числе путешествий и учебы на Западе. Стремление ко всему этому сделает Грузию более сильной, стабильной и процветающей.
Мзия Паресишвили: В Грузии есть опасения, что кризис в Сирии, Украине, аннексия Крыма снимут проблемы Грузии с повестки дня мирового сообщества. И президент Георгий Маргвелашвили в ходе визита в Вашингтон говорил, что Грузия исчезает с радаров США. Насколько реальны такие опасности?
Томас Мелиа: На самом деле это хорошо, что информация о вашей стране не выносится на первые страницы «Вашингтон пост» и «Нью-Йорк таймс», когда речь идет о кризисе. Это действительно хорошо. В то же время премьер-министр Грузии (Георгий Квирикашвили) в ближайшие дни посетит Вашингтон. Его там тепло встретят высокопоставленные должностные лица. Он собирается поехать в Чикаго, в Бостон, в другие города для установления новых экономических связей, для укрепления грузино-американских отношений. Думаю, все это признаки прочности отношений между двумя странами. Вы увидите, как тепло там (в США) встретят премьер-министра Грузии: так происходит и в случае кризиса, и в нормальных условиях, когда у двух государств деловые отношения. И это хорошо.
Мзия Паресишвили: По данным недавнего опроса NDI (Национального демократического института США), где вам также довелось работать, 39% опрошенных грузинских избирателей считают, что страна идет в неправильном направлении, лишь 20% думают, что в верном, а 36% думают, что страна вообще не меняется. Ваша карьера позволяет делать вывод, что вы давно и хорошо знаете Грузию. В каком направлении, по вашему мнению, идет Грузия?
Томас Мелиа: Грузия находится в процессе обретения уверенности и опыта на избранном ею пути. Поскольку Грузия является растущей демократией, здесь будет много политических дебатов, обсуждений в СМИ альтернатив, предложений в ходе предвыборной кампании. Думаю, хорошо, когда люди могут обсуждать, какой путь, какая политика, партия или кандидат будут больше способствовать продвижению страны вперед. Выборы, которые состоятся осенью, в октябре, будут очень важны. У США нет каких-либо предпочтений в победителях на этих выборах. Мы будем тесно сотрудничать с тем правительством, которое придет к власти в результате выборов. Мы продолжим поддерживать Грузию в стремлении быть преуспевающей, независимой и суверенной страной, иметь прочные отношения с США, с Западом. Так что я с оптимизмом смотрю на будущее Грузии. Мне кажется вполне нормальным желание грузинского народа иметь более эффективное правительство, которое с успехом предложит своим гражданам новые возможности. Так же и в моей стране. Люди довольны правительством, когда оно предлагает ему улучшенные альтернативы, иногда народ может и встряхнуть правительство для привлечения к себе внимания, и это часть нормального демократического процесса.