В Грузии планируют ужесточить наказание за получение и распространение информации о личной жизни граждан. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс Грузии в первом слушании рассмотрели сегодня депутаты на пленарном заседании парламента Грузии.
Не прошло и двух недель с того момента, как в одной из социальных сетей неизвестные пользователи распространили кадры из личной жизни политика, чье имя по сей день неизвестно широкой общественности. И вот вчера вечером очередная порция скандальных видеозаписей вновь появилась в глобальной сети, на этот раз на американском сайте из категории +18. Заблокировать доступ к кадрам правоохранительным органам удалось достаточно быстро. Однако уже никто не в силах успокоить общественность, которая, похоже, всецело переключилась на обсуждение интимной жизни политиков и общественных деятелей. На вопрос, почему подобные скандалы вызывают огромный резонанс в обществе, которое, по сути, должны беспокоить более серьезные проблемы, попытался ответить социальный психолог Гага Нижарадзе:
«Я не думаю, что такой интерес возник в последнее время. Просто в последнее время появилась «пища» для этого интереса. Скандальные вещи, связанные с пикантными подробностями, к сожалению, всегда интересуют массы. Будем надеяться, что это не продлится долго».
Между тем представители правящей партии решили не ждать, пока скандал утихнет, и взялись за создание механизмов, предотвращающих, по их мнению, подобные преступления.
Действующая статья Уголовного кодекса Грузии гласит:
«Получение, хранение, использование и распространение личной или семейной тайны, информация о частной жизни граждан караются штрафом, исправительными работами или лишением свободы на срок до двух или трех лет».
В парламенте посчитали эту норму слишком мягкой, учитывая, какой ажиотаж вызвали в последние месяцы в грузинском обществе авторы и распространители скандальных видеокадров из личной жизни граждан. По инициативе комитета по правам человека сегодня депутаты в первом слушании обсудили поправки в закон, согласно которым за подобные нарушения граждане будут наказываться лишением свободы на срок от 7 до 10 лет.
«Учитывая тот факт, что тайна личной жизни граждан нуждается в особой защите, необходимо создать условия для предотвращения подобных нарушений. С этой целью необходимо ужесточить наказание за подобные нарушения. Это станет предупредительным сигналом для тех, кто планирует совершить подобные незаконные действия», – сказано в пояснительной записке авторов законодательных изменений.
Этот шаг приветствует и неправительственный сектор. Однако в сложившейся ситуации, когда следственные органы заявляют о неспособности установить личности распространителей скандальных кадров, наказывать попросту будет некого, считает исполнительный директор НПО «42-я статья Конституции» Нино Элбакидзе:
«Хорошо, если закон будет ужесточен, возможно, таким образом получится предотвратить повторение подобных событий. Однако только ужесточением закона проблему мы не решим. Если не будет проводиться соответствующее расследование и если у нас не будет доказательств вины конкретных лиц, участников этих преступлений, то кого мы будем наказывать? Да, были задержаны несколько человек, которые были авторами кадров скрытых записей из личной жизни граждан. Однако важно, чтобы были выявлены лица, распространявшие эту кадры, у которых по сей день хранятся видеозаписи».
А подробности того, как проходит это расследование, в Главной прокуратуре Грузии не разглашают. И, похоже, молчание это уже вызывает недовольство не только неправительственного сектора, но и некоторых депутатов парламента. К примеру, представитель Республиканской партии Тамар Кордзая сегодня заявила, что главный прокурор обязан предстать перед парламентом и убедить депутатов в том, что дело не закончилось лишь задержанием нескольких лиц, предположительно, причастных к распространению скандальных кадров.