Бурную дискуссию вызвало в Грузии сегодняшнее сообщение входящей в правящую коалицию «Грузинская мечта» партии «республиканцев» о том, что они определились, каким образом будут принимать участие в предстоящих парламентских выборах. О деталях они пообещали сообщить в ближайшие дни. Однако уже сегодня политики и наблюдатели стали охотно делиться своими предположениями относительно будущих планов партии и тем, каких последствий следует ожидать в случае распада коалиции.
Тему для бурных обсуждений «подкинула» сама председатель партии «республиканцев» Хатуна Самнидзе. С утра на своей странице в Facebook она сообщила, что в минувшие выходные комитет партии из 35 членов определился с участием в предстоящих выборах. Спустя несколько минут журналисты уже «штурмовали» офис «республиканцев», однако попытки разузнать подробности оказались тщетными.
«Об уходе из коалиции вообще не было речи. Дискуссии идут о парламентских выборах 2016 года: в какой форме примет партия в них участие. Это решение, исходя из политических процессов, станет известно обществу в течение нескольких дней», – заявила Хатуна Самнидзе.
Ей вторили другие «республиканцы», которые убеждали, что они остаются в составе коалиции и, соответственно, на своих должностях как в парламенте, так и в правительстве. В кабинете министров на данном этапе три «республиканца» – министр обороны Тина Хидашели, министр охраны окружающей среды Гигла Агулашвили и госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили.
Однако на фоне едва притухшего противостояния между входящими в коалицию «республиканцами» и «промышленниками», «разнять» которых премьер-министру Георгию Квирикашвили удалось не с первой попытки, многим утверждения «республиканцев» о рутинной подготовке к выборам показались неубедительными. Тем более что в начале марта «республиканцы» заявили о некоем двухпартийном соглашении с «Грузинской мечтой», а премьер-министр Квирикашвили также сообщил, что «Грузинская мечта» на выборах примет участие в обновленном виде.
«Промышленники» вообще отказались комментировать заявление «республиканцев», а успокаивающие призывы «Мечтателей» не беспокоиться, поскольку коалиция – форма не постоянная, еще больше усилили подозрения в том, что что-то не так. К такой тактике прибегла и одна из лидеров «Грузинской мечты» Эка Беселия.
«Иногда наступает в политическом процессе этап, когда некоторые политические силы хотят самостоятельно попробовать свои силы и измерить поддержку своих избирателей на выборах. Я не вижу трагедии, если коалиция «Грузинская мечта» останется в нынешней форме, но не будет ее и в том случае, если мы попробуем свои силы в отдельности, а потом опять объединимся». Сказанное Экой Беселия еще больше запутало картину возможного расклада политических сил.
«Свободные демократы», после ухода которых в коалиции «Грузинская мечта» «республиканцы» остались единственной четко выраженной прозападной политической силой, наотрез отказались от возможного сотрудничества с бывшими соратниками. Теперь уже, будучи в оппозиции, «Свободные демократы» решили самостоятельно участвовать в предстоящих выборах.
В «Нацдвижении» ограничились тем, что в очередной раз предрекли желаемое – распад «разношерстной коалиции» и самой «Грузинской мечты».
Многие наблюдатели старались прикинуть, какими шансами обладают в отдельности «республиканцы» или «Мечтатели». С учетом административных ресурсов, а также фактора основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили, успех предрекали последним. Впрочем, многие, как, например, глава Агентства гражданского развития Звиад Девдариани, задумываются о другом:
«Эти депутаты («республиканцы») защищали либеральные ценности. Если из коалиции «Грузинская мечта» уйдут «республиканцы», там останутся те силы, чьи представители выражают пророссийские позиции и не отличаются толерантностью, прибегают к изречениям, полным ненависти к представителям разных меньшинств, к политическим оппонентам. В ключе прозападного курса Грузии уход «республиканцев» неоднозначно могут воспринять как внутри страны, так и вне ее».
Наблюдатели не исключают, что со стороны «республиканцев» был сделан предвыборный пиар-ход в целях укрепления своих позиций в будущем составе коалиции «Грузинская мечта». Но об этом, как и о многом другом, станет известно после того, как сами «республиканцы» заявят о том, в какой форме будут участвовать в парламентских выборах.