Приблизительно двумстам спортсменам по всему миру грозят санкции в связи с применением запрещенного Всемирным антидопинговым кодексом медицинского препарата милдронат. Самым ярким примером стал случай с известной теннисисткой Марией Шараповой, которая призналась в приеме этого допинга. Ранее в использовании милдроната уличили шестерых грузинских борцов. Что грозит этим спортсменам, нам рассказал глава грузинского Антидопингового агентства Палико Касрадзе.
Серго Брегвадзе: Батоно Палико, расскажите, пожалуйста, что это за препарат – милдронат, и почему он попал в список запрещенных веществ Антидопингового комитета?
Палико Касрадзе: Милдронат – это коммерческое название этого лекарства, препарата. Активное же вещество называется мельдоний. В разных странах коммерческое название разное, как и химическая формула. Он очень давно, с 1984 года, применялся в спортивной медицине. Вещество это поддерживает деятельность сердечной мышцы. До сих пор его выпускала Рижская фармацевтическая фабрика, которая очень протестовала, когда был поставлен вопрос о внесении этого препарата в список запрещенных. И до сих пор они борются за это (за отмену запрета препарата). Однако, так или иначе, было доказано, что этот препарат искусственно повышает результаты (физические возможности человека). Его исследовали три года, потом еще один год предупреждали (спортсменов о предстоящем запрете) и внесли в список запрещенных препаратов.
Серго Брегвадзе: Как вы думаете, почему спортсмены, несмотря на предупреждения, продолжали его принимать?
Палико Касрадзе: Я думаю, что спортсмены и вспомогательный персонал пока не отреагировали на этот запрет. Потому что очень много случаев, насколько мне известно, около 200 случаев выявления этого лекарства (в крови спортсменов по всему миру). Наши шестеро борцов, к сожалению, тоже попали в этот список. Сейчас как раз идет процесс расследования. Они уже использовали пробы «б» (прошли повторный анализ в Венецианской лаборатории на наличие мельдония в крови), но получили тот же самый результат. Сейчас ведется процесс расследования того, как это могло произойти.
В ближайшее время нам (представителям антидопинговых комитетов разных стран мира) придется встретиться на симпозиуме в Швейцарии. Там мы и обсудим эту тему более широко. Интересно, какие результаты получили другие страны и сама Всемирная организация и какая у нее позиция по этому вопросу?
Серго Брегвадзе: А существует ли вероятность того, что мельдоний будет изъят из списка запрещенных препаратов?
Палико Касрадзе: Вряд ли, я так не думаю. Ведь доказано, что это вещество – мельдоний – вызывает искусственное повышение результатов. Существует список запрещенных препаратов, который обновляется ежегодно. Милдронат внесли в этот список 1 января этого года. Он из группы S-4, считается гормональным модулятором.
Серго Брегвадзе: А какое может быть наказание за применение этого вещества?
Палико Касрадзе: Срок санкций нешуточный, отстранение от участия в чемпионатах до четырех лет с потерей всех медалей и не только. Если говорить подробно, то Шарапова призналась (в том, что принимала мельдоний), и это считается сотрудничеством. Наверное, она и дальше будет сотрудничать (со следствием), потому что в ином случае не только аннулируются все титулы, но и расторгаются спонсорские соглашения. В общем, спортсмен, попавший под санкции, не может получить какие-либо спортивные награды.
Серго Брегвадзе: Вы говорили, что многие другие спортсмены были пойманы на применении этого вещества. Можете назвать имена, кроме Шараповой?
Палико Касрадзе: Нет. Пока в этом разбираются. У спортсменов пока есть время, они могут обжаловать результаты.
Серго Брегвадзе: Значит, и имена грузинских борцов тоже пока никто не назовет?
Палико Касрадзе: Да, конечно, их дела ведь пока в процессе рассмотрения, на них еще не были распространены санкции.
Серго Брегвадзе: А существует ли вероятность, что санкции вовсе не будут применены?
Палико Касрадзе: Это регулируется Всемирным антидопинговым кодексом и антидопинговыми правилами Грузии, которые приняты в соответствии с самим кодексом. Там все расписано. Мы просто приспособили его к грузинским законам. В данном случае все может закончиться от предупреждения до четырех лет (отстранения от участия в чемпионатах). Это уже работа Антидопингового дисциплинарного комитета Грузии, в который входит много квалифицированных юристов. Они поработают над вопросом, какие санкции применить, в общем, это зависит от кодекса.