В Тбилиси состоялась конференция, на которой около двадцати НПО презентовали разработанный ими законопроект. Им предусматривается создание независимой службы, которая будет осуществлять контроль над действиями правоохранительных органов. Часть предложений НПО оказались неприемлемым для представителей профильных министерств, присутствовавших на встрече.
В работе конференции также принимали участие международные эксперты, принимавшие участие в разработке законопроекта. По словам представителей третьего сектора, в принципе расследования правонарушений, совершенных представителями органов правопорядка, содержится определенный конфликт интересов. Вот что заявила по этому поводу директор фонда «Открытое общество – Грузия» Кети Хуцишвили:
«Для того чтобы исключить конфликт интересов, необходимо вывести из расследования таких преступлений сотрудников прокуратуры. С представителями правительства и парламента достигнут консенсус о создании независимого механизма, однако не по всем пунктам удалось прийти к согласию. В частности, мы предлагаем создание независимой службы, в функции которой бы входило расследование и уголовное преследование работников правопорядка. В правительстве же настаивают только о следственной направленности службы», – заявила Кети Хуцишвили.
Представитель «Мониторинга и изучения прав человека» Софо Вердзеули напоминает, что расследование преступлений подобного типа зачастую затягивается на месяцы и даже на годы. Несмотря на реформирование прокуратуры, ее представители по-прежнему остаются в прямой зависимости от правительства, а значит, не может быть и речи о беспристрастном и независимом расследовании, полагает юрист:
«При существующих реалиях мы, предоставляя новому органу только функции расследования, убьем реформу в зародыше. Мы стремимся к созданию такой системы, которая положит конец существующей порочной практике, при которой работники правоохранительных органов являются неприкасаемыми», – заявила Софо Вердзеули.
По законопроекту, разработанному представителями НПО, следственный орган должен быть подотчетен только парламенту, что является наилучшей гарантией его независимости. Службу будет возглавлять комиссар, избираемый на специальном конкурсе, исключающем влияние политических пристрастий. Одним из инициаторов разработки законопроекта является Народный защитник Уча Нануашвили, который поддержал версию, предложенную НПО:
«Проблемы, которые сохраняются в этой сфере, требуют системного решения. Я считаю положительным создание независимой службы, которая положит конец неправомерным действиям со стороны органов правопорядка», – заявил Уча Нануашвили.
Министр юстиции Тея Цулукиани, участвующая в рассмотрении законопроекта, в своем выступлении подчеркнула, что ряд положений законопроекта неприемлем для правительства:
«У нас есть политическая воля для создания новой следственной службы, однако мы не допустим существования параллельной прокуратуры. Такой практики в цивилизованных странах не существует. Мы признаем опыт, к примеру, Франции, где существует «Полиция полиции», однако она наделена только следственным механизмом. Мы ответственны за управление государством и готовы к сотрудничеству с неправительственным сектором, однако окончательное решение в плане принятия институциональных преобразований остается за нами», – отрезала Тея Цулукиани.
Законопроект обсуждали и в парламенте. Оппозиция приветствовала согласованные инициативы НПО, однако представители большинства полностью разделили позицию главы Минюста.