Президент Южной Осетии вновь призвал ускорить разработку законопроекта о переходе на мажоритарно-пропорциональную систему выборов депутатов парламента. Возврат к смешанной системе был одним из предвыборных обещаний Леонида Тибилова.
Еще в декабре прошлого года президент Южной Осетии поручил собственной администрации разработать предложения о переходе к мажоритарно-пропорциональной системе выборов, однако в обозначенные им временные рамки работа так и не была завершена. Леонид Тибилов также обязал Министерство юстиции до 1 февраля разработать и внести предложения в комиссию по совершенствованию конституционного законодательства. Югоосетинский президент предлагает выбирать половину депутатов по партийным спискам, другую половину – по одномандатным округам.
Экс-спикер югоосетинского парламента и председатель политсовета КПРЮО Станислав Кочиев полагает, что введение смешанной избирательной системы будет способствовать формированию политической культуры в республике:
«Мы сами были свидетелями того, как работают обе избирательные системы. Полагаю, что смешанная система, пропорционально-мажоритарная, для большинства нашего народа самая приемлемая, потому что своих депутатов народ должен знать в лицо. В то же время партийная система должна развиваться. Политическая культура должна развиваться в нашем обществе. В России такая же ситуация, и коль скоро мы стремимся туда, то это система у нас должна развиваться. И коль скоро мы стремимся к унификации нашего законодательства с российским, думаю, переход к смешанной избирательной системе логичен и своевременен».
Югоосетинский политик Роланд Келехсаев подчеркивает, что новая система позволит беспартийным гражданам избираться в парламент:
«Сама система, конечно, позволит нашим согражданам, не состоящим в партиях, быть избранными, чего не позволяла делать партийная система выборов. Многие люди хотели бы выдвигаться самостоятельно от округов. Это их право. Я думаю, в течение месяца этот законопроект должен быть разработан, учитывая, что такая система уже действовала в республике».
Роланд Келехсаев рассказывает, что в 2009 году власть изменила законодательство и провела выборы в парламент по пропорциональной системе. Для неугодных Эдуарду Кокойты политиков были созданы искусственные барьеры. Как говорит Роланд Келесхаев, возглавляемую им в то время Народную партию рейдерски захватили сторонники экс-президента. Политика отстранили от руководства партией, а вместо «народников» в парламент по альтернативным спискам прошли люди, не имеющие никакого отношения к Народной партии:
«В результате перехода к партийной системе выборов уже второй созыв в парламенте заседает так называемая Народная партия. И в 2009 году, и в 2014 году они прошли по партийным списками в результате договоренностей с властью. И тогда, и сейчас они обеспечивают интересы исполнительной власти. При смешанной системе выборов эти депутаты вряд ли были бы избраны, они не смогли бы стать самостоятельной политической силой. При смешанной системе выборов, надеюсь, комбинации, которые были осуществлены вокруг Народной партии, будут исключены».
Политолог Юрий Вазагов говорит, что на возвращение смешанной системы выборов есть общественный запрос:
«Речь идет об устойчивом запросе со стороны общества. Пропорциональную систему общество не приняло. Она не соответствует нашему менталитету, и, более того, она вскрыла те изъяны, которые существуют в нашем политическом классе. Особенно речь идет о пятом созыве парламента 2009-2014 годов, поэтому на всех предвыборных кампаниях – и в 2011-м, и в 2012-м, и в 2014-м кандидаты обещали отказаться от пропорциональной системы. Именно этим продиктованы распоряжения президента, последовавшие в конце прошлого года и продублированные в этом году. И надо подчеркнуть, что это не инициатива, принадлежащая одному отдельному политику. Сейчас достаточно удобное время для осуществления этого перехода, потому что в 2017 году у нас выборы президента, в 2018 году выборы парламента. Исполнительная власть должна разработать свои предложения и совместно с парламентом ввести эту систему».
Юрий Вазагов говорит, что избежать влияния со стороны криминала или толстосумов поможет политическая конкуренция:
«Действующая пропорциональная система отнюдь не защищает нас от вмешательства третьих сил – исполнительной власти, зарубежных финансистов, криминальных лиц. Им ничего не мешает влиять на деятельность партий или отдельных ее членов и сейчас. Существующая система не защищает нас от подобных угроз достаточно. Чтобы исключить подобные угрозы в мажоритарных округах, должны быть созданы многомандатные мажоритарные округа. Чем больше кандидатов будет баллотироваться от одного округа, тем сложнее будет победить. К тому же мы должны понимать, что после бурных процессов, которые происходили в 2011-2012 годах, народ стал осмотрительней. Избиратель уже не с такой охотой идет за кандидатами или партией, предлагающими большие суммы за поддержу. Парламентские выборы 2014 года ясно показали, что, несмотря на то, что партии и кандидаты были готовы задействовать финансовые ресурсы, им не удалось выиграть. Избиратель уже зрелый, не верит голословным обещаниям, не идет на сговор с предвыборными штабами. Он стал намного требовательней. Но если сейчас ответственные за разработку законопроекта просто скопируют положения по мажоритарно-избирательной системе, которые у нас работали до 2009 года, то мы повторим старые ошибки», – убежден Юрий Вазагов.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия